1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Художник, что рисует жизнь

Хожу по дому, словно нахожусь в вернисаже … Молча, из одной комнаты в другую. Всюду картины, написанные и ожидающие своего продолжения… Масло, акварель, графика, скульптуры из металла, камня, дерева… Это мир художника, он им наслаждается и живет. Этот мир весь в нем.

Хозяин дома понимает, почему не тороплюсь с разговором, а стараюсь, не спеша и внимательно рассматривать работы. Я хочу хоть ненамного, но наполнить себя содержанием его творчества, познать движение кисти и резца ваятеля. Хочу прочувствовать ту ауру, в которой находится он, его душу.

Но настает время представить моего героя – это художник Леонтий Глущенко. Одним он знаком хорошо, другим – меньше, а третьи вообще, может быть, впервые о нем слышат. Народный мастер Молдовы, член Союза художников СССР, РМ и ПМР, заслуженный деятель искусств Приднестровской Молдавской Республики, лауреат многих республиканских, всесоюзных, международных конкурсов, чьи работы находятся в государственных и частных коллекциях. У него столько наград: ордена и медали нашей республики, почетные знаки и дипломы творческих союзов и выставок – благодарность за творчество, которым он прославил себя и Тирасполь, и весь наш приднестровский край.

Люди, дома, улицы, в творчестве художника занимают заметное место. И это неудивительно, ведь с городом на Днестре связана вся его жизнь. Приехав мальчиком с мамой после войны в 45-м в Тирасполь, он отсюда больше никогда и никуда не уезжал. Ему дорог и близок здесь каждый уголок: школа, где учился, улица, на которой жил и которая потом его, подростка, повела к рабочей проходной… И, конечно же, городские окрестности – они с детства были знакомы и любимы ему, их не раз обходил. И речку, и улочки, бегущие к ней, и лес, что на другом берегу, и цветы в палисаднике у дома, и те, которые на лугу и в поле, – все это он изобразит позже в своих картинах. По-своему, правдиво.

«День зачинается» – так назвал он одну из своих работ. Смотришь на нее и узнаешь близкие места. Вот они, три тополя на берегу реки, а над ней дымка, которая плывет и сливается с синевой неба и водной гладью, и эти поразительной белизны облака с пробивающимся желто-золотым светом зарождающегося утра…  И картина «Первый снег» – запоминающаяся. Снова любимые художником Днестр и тополя, они тенью отражаются в вот-вот начинающей замерзать воде… И небо с бело-синими и холодными облаками, и кажется, что на землю, не успевшую снять с себя зелено-коричневый наряд, уже опускаются белые пушинки первого снега. На память тут же приходят стихотворные строчки поэта и художника Фредерико Гарсиа Лорки: «…И тополя уходят, но путь их озерный светел, и тополя уходят, и нам оставляют ветер…».

А в не менее интересной и поэтической работе под названием «Зов» впечатляет бездонное и нескончаемое небо, и такое же море, и девочка с красным платком. За всем этим – бесконечный зов жизни.

Источником вдохновения и основным мерилом творчества Леонтия Глущенко по праву являются неисчерпаемая красота и искренность главного учителя, имя которому – природа. Его работы наполнены любовью к родному краю, светом и сердечной теплотой, душевными переживаниями, благодарностью и служением всепобеждающим добру и красоте. Так отзываются о его творчестве коллеги, искусствоведы и мы, посетители многочисленных выставок. Многогранен талант художника, и я не собираюсь быть судьей, но поставить впереди многих коллег, работающих, к примеру, в жанре декоративно-прикладного искусства, все же рискну.

В прошлые семидесятые-восьмидесятые годы (смело скажу, потому что это время застал) в моду входили скульптуры и поделки из дерева и композиции, изготовленные из корней. Тогда Глущенко возглавлял экспериментальный участок на мебельной фабрике №5 и с группой мастеров-умельцев делал то, что нравилось многим.

Массовыми тиражами изготавливались деревянные бочонки, кружки, сувениры – фигурки национальных героев и панно молдавского колорита.  Это было налаженное производство, это было то, что закладывалось в государственный план и должно быть выполнено. Но еще оставалось что-то такое, которое называлось самобытным и индивидуальным, неповторимым и для души.

Еще раньше, бывая на природе и видя в посадках и в лесу пни, корни, напоминающие причудливые фигуры зверюшек и мистических героев, сказочных персонажей и известных личностей, художник своими видением и старанием, с помощью специальных резцов старался воплотить их и в индивидуальных работах.

Дуб, сосна, береза, липа поддавались мастеру, и получалось то, что он задумывал.  Вот тут как раз он и проявил себя как самобытный скульптор по дереву – его работы, появлявшиеся вначале на блошиных рынках и в магазинах, позже стали находить свое   место в частных коллекциях и на выставках. И на выставках не на уровне местных, городских и республиканских, а на всемирных –  в Германии, Франции, США, других странах. Отдельные его работы стоили больших денег, и, продав их, можно было «озолотиться», но художник был другого мнения: высоко оцененные, они должны оставаться на родине, они – достояние страны. А то, что некоторые отбирали и отправляли в Кишинев и Москву и потом дарили на съездах партии и комсомола иностранным делегациям, знатным людям, – это другой случай, он рассматривался на уровне государства, значит, стоили они этого, так надо было.

Многие скульптуры и изделия из дерева бережно хранятся в мастерской художника и сейчас. Я их видел и восторгался, стараясь запомнить слова мастера: «Прежде чем приступить к работе, нужно познать душу материала, текстуру, включить его строение в образ, даже запах понять … Для каждой работы предназначено свое дерево. Одну увижу в светлом, в березе или в лиственнице, другую – в темном, в вишне, например. Если, скажем, характер героя сильный, то и дерево таким же должно быть. Тут дуб, граб, орех как раз кстати…».

Мастер показывает скульптуру под названием «Род», сделанную из дуба, – лицо женщины-матери-прародительницы. Не знаю, каким его кто представляет, я лично вижу   натруженным, со складками морщин, в нем – память о предках, переживания о детях, их сегодняшнем и завтрашнем дне, они – продолжатели рода. Скульптура монументальна, выразительна, с символическим смыслом аллегории и реальности.

Еще одна работа, которая не может не привлечь к себе внимание, – скульптура «Нежность», выполненная из красного дерева.  Вырезанная и выточенная тонко и вдохновенно художником, ладная фигура молодой матери с ребенком на коленях олицетворяет родниковую чистоту женщины, преданность и любовь к своему ребёнку, она прекрасна и телом, и чувствами.

И в других его скульптурах, таких как «Юность», «Сон», «Тирас», «К звездам», чувствуются глубина психологического содержания изображения, широта выражения в пластике духовной жизни самой эпохи. Художник мастерски отыскивает источник творчества и окружающей действительности, типизирует материал, будь то дерево или камень как произведение «мастерицы природы», отражает его в художественных образах и доносит до человека, воспитывая в нем тем самым эстетические чувства, любовь и уважение к национальному и родному.

Любуясь произведениями искусства, ловлю себя на мысли, что мне трудно представить, как из ствола дерева, затонувшего в реке и пролежавшего на дне десятки лет, или из древесных отходов можно потом увидеть статую богини Венеры …  Прежде чем это вообразить, нужно познать мир, быть на «ты» с природой и чувствовать ее. Позже будет применяться специальная технология по подготовке дерева к работе: ее очистка, сушка, обработка…  И как тут не вспомнить известную сказку, в которой папа Карло из полена создавал Буратино. То же самое и тут, правда, не без применения всяких приспособлений и резцов. И руки сильные и мастеровые остаются, и душа – без нее никак не обойтись, она переходит от мастера в дерево и в нем остается.

Интересуюсь, что это за вид творчества, материалом для которого служат высохшие деревья, их корни, пеньки и коряги…  Оказывается, корнепластикой называется. Следуя Микеланджело и работая в технике резьбы по дереву, художник убирает все лишнее в найденном материале, использует его уникальность, естественную красоту и гармонию. И в этом, еще и как, нашел себя наш ваятель. Изготовленные им из так называемого бросового материала фигурки животных, мистических героев, нестандартные предметы для дома быстро нашли своего ценителя.

«Корни и пни, и узловатые ветви, – говорит Леонтий Григорьевич, –  среди природных материалов лидеры образности.  А создание изделий из коряг – неплохой повод потренировать свою фантазию. Один увидит в изгибах тело дракона, другой – щупальца или крылья. А кто-то в искореженной донельзя сухой ветке акации угадает удава или змею… И это естественно, ведь одинаковых деревьев в природе не существует, соответственно и их элементов, которых имеем в виду».

Художник увлеченно рассказывает о своих долгих путешествиях по лесу, берегу Днестра и по окрестностям города, где редко ступает нога человека. Там в поисках нужной детали для будущей работы к нему приходило то самое долгожданное озарение. Среди собратьев по творчеству в этом жанре искусства его считают пионером, считают учителем.  Но только он не совсем с этим согласен. «Насчет того, что начинал одним из первых, наверное, правда, – говорит он, – ведь резьбой по дереву всегда занимался, так что работать с корнями – дело близкое, а что касается наставничества, обучения других, так это чересчур.  Какой из меня учитель, я академий художеств не оканчивал и с педагогикой не знаком.  Просто иногда приходили ко мне люди, романтики своего рода, так я им и не отказывал. Вместе путешествовали «по горам, по долам», и там уже, глядя на этих «следопытов», понимал, кто чего стоит. Признаюсь, встречались таланты, и был рад за них, тому, что умели увидеть в коряге и просто в перекрученном корне причудливую, например, сказочную фигурку. Ведь кто такой художник? Это тот человек, у которого мысли идут впереди. Помню одного знакомого, у него трагически погиб сын, и он, чтобы как-то забыться, прикипел к моему занятию.  Была у него эта самая божья искорка.  Но о своем увлечении не распространялся, служил начальником и не хотел, чтобы кто-то еще, кроме меня, об этом знал.  Вот ему как раз я помогал, даже некоторые инструменты подарил».

…Хожу, смотрю и восторгаюсь увиденным. Картины, рисунки, скульптуры, корни… В старомодном шкафу под стеклом – антикварные фарфоровые статуэтки, а рядом поделки, которые хозяин дома скромно назвал попытками работы с малыми формами. Бюсты, барельефы, фигурки из металла, камня, гипса – они тоже по-своему оригинальны, сделаны на высоком профессиональном уровне.  А за мной все время неотступно следуют младший внук хозяина,  трехлетний Ярослав, и любимец семьи Махито, юркий собачонок породы чихуахуа. Они, в шутку сказать, – мои экскурсоводы. И чем дольше рассматриваю работы художника, тем больше узнаю такого, что может дополнить рассказ о нем. Ярик берет меня за руку и тянет за собой в небольшую комнату.

Здесь мы еще не были, и в ней, по моему определению, кабинете хозяина, вижу сложившийся привычный беспорядок творческого человека. Исключение составляют лишь аккуратно разложенные на полках книги и альбомы по живописи и скульптуре Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ван Гога, Эргзя, Коненкова, Кустодиева…

В углу – рулоны эскизов и рисунков, а на подоконнике и на столе – листы бумаги с зарисовками карандашом и еще исписанные неразборчивым почерком. На них черкания, исправления…  Это стихи, они так рождаются, и пишет их наш герой. И как тут не согласиться с тем, что если человек талантлив, то он талантлив во всем! Стараюсь запомнить одно четверостишье:

«Из нитей солнца золотых,

Из нежности зари рассветной

Творю любовь и красоту

Душой влюбленного поэта».

Такой наш земляк Леонтий Григорьевич Глущенко, человек, который помнит прошлое и живет будущим. Художник, что рисует жизнь.

Александр ДОБРОВ, г.Тирасполь.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив