Его знают многие. По делам, по его небезразличной гражданской позиции в сложные 90-е годы. И не менее активной деятельности в наши дни. С этим человеком и я знакома не первый год. За это время бывший командир 601-го батальона народного ополчения Каменского района, подполковник в отставке Василий Кириллович Дядько открылся для меня не только как лицо официальное, должностное, но и как Человек. И каждый раз при встрече с ним поражаюсь его стальной закалке. Возможно, она получена им во время службы. А служил Василий Дядько не где-нибудь, а в танковых войсках. Люди, прошедшие этот путь, особенные. Уж поверьте… И вот сегодня, накануне Дня танкиста, который отмечают на постсоветском пространстве каждое второе воскресенье сентября, мы беседуем о службе, о Тирасполе, о жизни…
– Василий Кириллович, да Вы еще и танкист, оказывается! Как вышло, что попали на службу именно в танковый полк?
– После семи классов средней школы в Винницкой области поступил в сельскохозяйственный техникум, по окончании которого работал бригадиром виноградной бригады в совхозе «Виноградный» Бахчисарайского района. Оттуда был призван в ряды Советской Армии в 1964 году. Формировали нас на сборном пункте в Симферополе. Попал в первую танковую роту.
Год прослужил курсантом 274-го учебно-танкового полка 92-й гвардейской мотострелковой дивизии по специальности «командир танка» в городе Николаеве. Так как окончил учебу с отличием и одновременно окончил дивизионную партийную школу, у меня было право выбора места службы. Так я попал в город Тирасполь, где еще два года служил в должности командира танка в 356-м Рижском танковом полку 59-й гвардейской мотострелковой дивизии.
– Любопытно, почему Вы выбрали именно Тирасполь?
– Если честно, земляк служил здесь. Он-то и рассказал мне о городе, о прекрасных людях, уютном одноэтажном, в то время, центре. И я до сих пор не жалею, что связал свою судьбу с Тирасполем. За годы службы в армии окончил курсы офицеров запаса по специальности «командир танкового взвода». Уволился в звании младшего лейтенанта. Работал в Тирасполе, а с февраля 1979 года был переведен на работу в Кишинев директором автобазы. Также был начальником автопарка Академии наук МССР, начальником отдела ГСМ в системе автомобильного транспорта МССР. Затем по семейным обстоятельствам переехал в Каменку, а через время вернулся в Тирасполь уже навсегда. Вот и сегодня живем с супругой и детьми здесь и на судьбу не жалуемся.
– Возглавлять экипаж – непростая задача. Должна быть сплоченность, ощущение, что вы – один организм?
– У нас был прекрасно подобран экипаж. Вот стоит танк перед стрельбой. Сзади выстраивается экипаж из четырех человек. Поступает команда «К бою!», мы за десять секунд должны залезть в танк и закрыть люки. Сначала толкались, а потом отработали все до секунды. Стреляли только на «отлично», а это самая высокая оценка в танковых частях. Вот фотографии, где экипаж Василия Дядько.
– Точно как в фильме «Максим Перепелица»!
– Вроде того (улыбается)… Мы давали хорошие показатели. Командир танка должен уметь все: и водить, и заряжать, и стрелять. Сами мы и обслуживали машину: после учений нужно было разобрать гусеницы, почистить их. Шили себе своего рода чулки из байковых одеял на сапоги, чтобы не оставлять грязных следов в танке.
– Каким будет День танкиста для Вас в этом году?
– В этот день всегда начинаешь перелистывать свой дембельский альбом. Вспоминаешь людей, и на память приходят какие-то интересные истории. Помню, когда у нас были практические занятия, уставали. Выкапывали себе прямо в земле стол и скамейки. Пища на полигоне всегда была особенной – гречка с тушенкой, вкуснотища (смеется)! Однажды нам дали паек на три дня. Мы его съели за один. У меня было три рубля, я пошел в село, купил хлеба, конфет. Прихожу, а Володя Комисаров сусликов жарит на костре. Разное приходилось испытывать. А 9 сентября этого года на Мемориале Славы встретятся танкисты, которые остались. Приедут командир второй роты Ковалев и командир взвода отдельной танковой роты Белокопытов… Встречаемся, чтобы поговорить, вспомнить то незабываемое время службы… В этот день с удовольствием звоню командирам рот. Многих уже нет в живых, звоню их женам. Люди очень довольны, что я помню о нашем общем празднике.
…С началом агрессии со стороны РМ Василий Дядько возглавил 601-й батальон народного ополчения Каменского района. За активное участие в защите и становлении республики награжден множественными орденами и медалями. С 2008 года входит в состав рабочей группы ОО «ОСТК города Тирасполя», последние два года – заместитель председателя ОСТК и член президиума РОЮ ОСТК ПМР. Неизменно остается небезразличным гражданином своей республики, настоящим семьянином и верным другом.
За службу в Советской Армии Василий Кириллович награжден четырнадцатью грамотами, в том числе грамотой ЦК комсомола Молдавии, грамотой ЦК ВЛКСМ, грамотой командующего войсками Одесского военного округа, почетной грамотой о занесении в книгу почета части, а также именными часами по итогам стрельб в честь 50-й годовщины Великого Октября. А всего у него 23 награды: 4 ордена и 19 медалей. Но не о них ведет беседу мой герой, а о людях. Просит в статье рассказать о командире дивизии генерал-майоре Василии Брюхове, который был призывникам вторым отцом. О командире полка Александре Никонца, который мог часами читать Есенина. О командире батальона, подполковнике Василии Олейнике, о командире роты, капитане Марксе Галееве, о командире взвода Викторе Иванове. И как-то по-особенному тепло вспоминает старшину Василия Мороза – круглые сутки солдаты находились под его заботливым наблюдением. Он был и старшим другом, и наставником. Участник Великой Отечественной войны, интересная личность, он свободно говорил на немецком языке…
Татьяна Астахова-Синхани.