Домой Твои люди, Приднестровье Человек с футбольной фамилией

Человек с футбольной фамилией

0

Сергей Иванович Выбиванцев – одна из знаковых фигур тираспольского футбола, а сегодня – тренер городской юношеской команды. Коренной тираспольчанин, он родился в рабочей семье, а его отец был потомком кубанских казаков и страстным футбольным болельщиком. Впрочем, на этот раз мы поговорим с ветераном советского и приднестровского футбола не только о его тираспольском периоде карьеры, но и откроем немало интересных исторических фактов: например, историю, как Сергей Иванович попал на просмотр в «Днепр», который тренировал сам Валерий Лобановский. Также вы узнаете, почему футболист вернулся в родной Тирасполь, хотя получил предложение выступать в клубе Высшей лиги СССР – «Металлисте» из Харькова.


Раз в четыре года

– Вы родились 29 февраля, это довольно редкая дата… Празднуете день рождения раз в четыре года?

– Действительно, дата особенная, нет-нет, да и ощущается. Или в работе, или в футболе. Чаще всего отмечаю день рождения 1 марта, это тоже хороший день. Всегда в веселом настроении, это время прощания с зимой. Больше подшучиваем над этим всем.

– Какой год на первом этапе вашей карьеры футболиста можно назвать поворотным?

– В 1969 году я попал в юношескую сборную МССР, а также оказался первым кандидатом в юношескую сборную СССР среди тираспольских футболистов. На молодежном уровне больше всего запомнились сборные Москвы, России, Украины. В УССР тогда блистал молодой Блохин, в Белорусской ССР – Байдачный. Особенным был грузинский футбол, с фанатично преданными, индивидуально сильными игроками, в то время как у нас был более командный стиль игры. Тогда я играл против молодого Валерия Газзаева, он был великолепным нападающим. Хороший футболист не бывает хорошим тренером, есть такая истина. Но он оказался исключением. Общались с ним, очень не любил проигрывать, я считаю его яркой личностью. Он первым завоевал с ЦСКА кубок УЕФА! Валерий Георгиевич ушел в политику, стал депутатом, и также находится на своем месте, я очень уважаю его.

– В 20 лет вы отправились играть за кишиневский «Нистру». Как проходил отбор лучших молодых футболистов в МССР?

– Я неплохо показал себя на юношеском уровне в сборной Молдавии. С нами, естественно, ездил на игры тренер «Нистру», и после союзных соревнований много тираспольчан уехали играть в Кишинев. В Тирасполе была очень сильная футбольная школа, в то время за кишиневский клуб играло много наших воспитанников. Среди спортсменов не было и нет никаких национальных или языковых распрей. Слава Богу, футбол остался человеческим видом спорта, футболисты дружат до сих пор.

А знаете, что такое советское гостеприимство? Приезжаем играть в Гагаузию. После игры нас, футболистов, отправляют в ресторан, потом зовут по домам, кормят, как долгожданных гостей!

– Вы играли на позициях нападающего и атакующего полузащитника. Последним во время игры сложнее всего справиться с нервами, от них больше всего зависит ход игры…

– В этом закономерность футбола, что на эти позиции ставят психологически устойчивых, крепких, креативных ребят, через них идет вся игра. Возьми любой клуб, все играют с плеймейкерами (дословно – «делающими игру»). Часто против такого футболиста играют грубо, провоцируют, толкают, применяют персональную опеку. Он – душа команды, от него должна исходить вся мотивация, кого нужно подбодрить, кого подстегнуть.

– Сегодня вы тренируете юношей из школы футбола им. И. И. Добровольского. А как у них с мотивацией?

– Ребята толковые, есть среди них таланты. Говорят мне о сопернике однажды: «Сергей Иванович, мы хотим в футбол играть, комбинации разыгрываем, а они играют «бей-беги», толкают нас и забивают». Я говорю: «Так они хотят выиграть и бьются до конца самыми простыми способами!». Мы воспитываем в них стремление к победе, гибкость, понимание, где надо, перестроить игру под соперника. У юношей неокрепшая психология, главное – по ходу матча не сломаться или потерять голову, особенно, когда играешь в гостях.

В ногу с киевскими «Динамо»

– Вернемся к вашей карьере. Она дала поворот: из Молдавии вы поехали играть на Украину, в Кировоград…

– В 1974 году я проходил службу и играл за СКА (г. Одесса). Состав у нас был сумасшедший: за команду играли ребята-призывники со всего Союза. Потом мне предложили вернуться в кишиневский «Нистру». Но неожиданно в Тирасполь приехал тренер из Кировограда Юрий Горожанкин, он дружил с нашими наставниками Евгением Шинкаренко и Валентином Войченко. На одной из двусторонок подошел ко мне Горожанкин и говорит: «Поехали к нам играть, раз «Нистру» долго думает. Ты тут всех обыгрываешь, поедешь, у нас будешь обыгрывать». Пригласил меня и еще одного нашего полузащитника, Степана Унтилова, он тогда считался «махиной», в расцвете сил, играл за юношескую сборную СССР вместе с Блохиным!

Остался в Кировограде я один, выступал за местную «Зирку» четыре года. Украинский футбол тогда переживал серьезный подъем. «Динамо» (Киев) стало победителем в Кубке обладателей кубков УЕФА в 1975 году, а мы в том же году выиграли в Кубке УССР, победив в финале симферопольскую «Таврию». У нас тогда подобрался отличный состав, талантливые ребята потом играли за «Днепр», «Черноморец», «Динамо», «Шахтер». А я приехал на Новый год в Тирасполь и остался дома – поднимать местный футбол.

– Но при этом у вас было предложение перейти в харьковский «Металлист» – клуб Высшей лиги СССР? Как получилось, что вы отказались?

– Начну с того, что в Кировограде я познакомился со своей будущей женой, которую и привез в Тирасполь. В 1978 году «Зирка» играла против «Металлиста», и мы провели неплохой матч: у нас удалили защитника, и я из полузащиты переместился назад и доигрывал матч в обороне. Тренерам из Харькова моя игра понравилась, и меня позвали в «Металлист»: им нужны были молодые ребята для укрепления состава перед Высшей лигой. Я уже и подписал согласие с командой… Провожу Новый год в Тирасполе, и тут ко мне приходят наши знаменитые тренеры Войченко и Шинкаренко. «Серега, восстанавливаем в городе команду, горком партии идет навстречу, – говорят, – нужно собрать лучших воспитанников». Я в ответ: «Сергеич, меня в высшую лигу пригласили играть, это же моя мечта!». Они начали уговаривать. Понимали, что если я соглашусь, то вокруг меня можно будет строить команду. Уговорили, в общем. В «Металлисте» сказали: «Если домой едешь, то отпускаем, но если в другую команду перебежал – мы тебе не простим!».

Так начали в 1979 году собирать в тираспольском «Автомобилисте» костяк отличных исполнителей: Геннадия Тюмина, Александра Веревкина, Виктора Барышева и других. О том составе мало кто говорит, а ведь из него вырос «Текстильщик», а затем и «Тилигул».

Не думал о том, жалею или нет, что не поехал играть в «Металлист». Нужно было возродить команду в родном городе – мы это сделали. Кстати, и сейчас не выключаемся из работы. Перед нашей СДЮШОР №4 стоит задача – заявить команду в молдавскую дивизию Б. Нашим молодым ребятам такой опыт очень нужен.

Эффект Лобановского

– Среди ваших воспитанников и сегодня немало тех, чьи имена сейчас на слуху. Например, Артем Литвяков, успевший поиграть в Узбекистане и вернуться в Приднестровье. Что вы можете сказать о его пути?

– Когда Артем играл за      СДЮШОР, мы стали чемпионами Молдавии среди юношей. Он выступал в роли защитника, а когда у нас впереди что-то не получалось, мы ставили его в нападение как палочку-выручалочку. Он и забил один из голов в финале в Вадул-луй-Водэ. Что интересно, и во взрослом футболе за Артемом закрепилось «двойное» амплуа – защитник дробь нападающий. Как форварда его даже в Узбекистан взяли играть. Приятно, что тренеров устраивает его игра. У него и ногой, и головой удар хороший, но, если честно, я вижу его больше как защитника. И в «Динамо-Авто» сейчас его используют в защите – у него прекрасно получается видеть игру на всем поле, проявлять лидерские качества, подключаться к угловым. Я рад, что наш воспитанник развивается, и через год-два он точно попадет в сборную.

– А в каком возрасте тренер может разглядеть в юноше футбольный талант?

– Я не только тренер, но и селекционер. Предвидеть будущую карьеру футболиста я не могу, но задатки вижу. Помню Валерия Чуперку, который жил с мамой в общежитии, мать ни в какую не хотела разрешать парню заниматься футболом («а кто будет мне помогать?»). Еле уговорил ее, уверив, что ему нужно каждый день тренироваться, чтобы стать большим футболистом и обеспечить себе и семье будущее (Сегодня Валерий играет в премьер-лиге России за «Тамбов». – Прим. автора).

– Мы говорили о поворотных моментах в вашей карьере. А какую встречу в жизни вы считаете наиболее яркой?

– В 1973 году я играл за СКА (г. Одесса), в Тирасполе проходила товарищеская игра с командой из Ясс. Кстати, в составе юношеской сборной МССР мы в Яссах обыграли румынов 5:1 – такого успеха после нас никто повторить не мог. Но вернемся к матчу в Тирасполе. Я вышел на замену минут на 20. В одном из эпизодов обыграл одного игрока, второй лег в подкате, я пробросил мяч, случайно наступил ему на спину и прострелил мяч. Там забили гол, но не засчитали, а мне показали красную карточку. Меня так учили: если я с мячом на фланге, то обязан обыграть соперника. Я очень расстроился и, поникший, ждал конца игры. Ко мне подходит «чудак», подбодрил меня. Говорит: «Мне понравилось, как ты играл. Неважно, что тебя удалили, важно, как ты действовал. Я селекционер из Днепропетровска Маслов. Хочешь попробоваться в «Днепре»?».

Уже на следующий день я сел на поезд и был на просмотре в «Днепре». Через день – игра с дублерами «Спартака», много ребят, как я, потенциальных новичков. За общим ужином подходит тренер и говорит: «Кто тут из Тирасполя?». Повел меня к тренерскому столику, а там сидят Валерий Лобановский и Олег Базилевич. Мы поговорили, получил настрой. А утром, перед игрой, мы узнаем, что Лобановский и Базилевич уехали в Киев! Срочным приказом они были назначены в киевское «Динамо». Вот на такой исторический момент я и попал…

«Спартаку» мы проиграли 0:2. Меня поставили в нападение. Носились как черти, но сыгранностью и не пахло: многие из нас играли друг с другом впервые. А после игры узнали, что за «Спартак» играла половина основы: Хидиятуллин, Шавло, Папаев, Ярцев… Вот такое стечение обстоятельств. Тренер взял наши адреса, и я отправился домой, в СКА (г. Одесса). Никаких обид не было, только море впечатлений. Я понимал: все только начинается.

Еще был забавный случай, когда я выступал за «Зирку» и мы играли товарищеский матч в Болгарии против «Черно Море». Международных выездов мы, как многие советские люди, с упоением ждали, тем более, что за победу давали премию 200 рублей! В Варне бились за себя и за того парня, а те недооценили нас, наоборот, не хотели травмироваться перед сезоном. Выиграли 2:1, а болгары удивляются – чего вы так радуетесь, вы же не чемпионат мира выиграли? Потом, на банкете, рассказали им, что получим по 200 рублей. Болгары смеются: нам премиальных по тысяче обещали, да еще и чуть не наказали за то, что мы проиграли сегодня. Вот такой у нас был менталитет. Сейчас у футболистов все по-другому. Не лучше, не хуже, просто по-другому.


Андрей ПАВЛЕНКО.

Exit mobile version