Основной вопрос повестки дня – планы Украины и Молдовы по введению совместного таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска «Кучурган» на украино-приднестровской границе.
Наша газета уже писала, что, по самым оптимистичным прогнозам, годовой ущерб для экономики Приднестровья от претворения этой идеи в жизнь может составить не менее 38 миллионов долларов США, и что заработка могут лишиться тысячи мелких предпринимателей, живущих за счёт продажи товаров, купленных на Украине.
Также говорилось и об угрозе безопасности. Ведь если в Зоне безопасности молдо-приднестровского конфликта между силовиками Приднестровья и Молдовы стоят миротворцы, то здесь этого не будет.
Все эти доводы были озвучены приднестровской стороной во время встречи в МИД ПМР с Вольфом Дитрихом Хаймом.
«Мы убеждены, что эта проблема касается переговорного процесса, так как напрямую затрагивает интересы людей, которые живут в Приднестровье, – сказал во время брифинга по окончании встречи Виталий Игнатьев. – Она должна обсуждаться максимально открыто. Недопустимо применение любых действий, решений, которые могут ухудшить социально-экономическое положение людей, и для этого необходимо использовать все уровни диалога. Пока, к сожалению, как такового диалога нет, с нами отказываются говорить, а наши аргументы не желают слышать.
В этой связи мы считаем, что международный переговорный формат – это авторитетная площадка, на которой мы можем обозначить наши озабоченности и получить аргументированные, внятные ответы». При этом глава приднестровского внешнеполитического ведомства сообщил журналистам, что в преддверии нынешнего визита в Тирасполь Вольфа Дитриха Хайма в его адрес было направлено официальное письмо с просьбой организовать в ближайшее время встречу в формате «5+2».
Однако реакция австрийского дипломата была неожиданной. Во время своего предыдущего посещения Приднестровья вначале Спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ заявлял, что австрийское председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе видит целесообразность в проведении в этом году не менее одной встречи в формате «5+2», например, в конце года. Главным условием для ее проведения, с точки зрения Австрии, является то, что Молдова и Приднестровье должны обязательно прийти к каким-то договоренностям, а потом, уже в формате «5+2», их можно будет торжественно подписать. Данная позиция, напомним, была подвергнута критике со стороны посла по особым поручениям МИД РФ Сергея Губарева, представляющего Москву в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию. Он, в частности, заявил, что удивлён тем, что в то время, как Тирасполь и Кишинёв ратуют за интенсификацию работы этого формата, Действующее председательство в ОБСЕ навстречу сторонам переговоров не идёт. Теперь же, несмотря на все доводы приднестровской стороны по поводу негативных последствий от введения Украиной и Молдовой совместного контроля на украинско-приднестровской границе, Вольф Дитрих Хайм в интервью журналистам заявил: «Я получил эту инициативу, и мы подробно ее обсудили с господином Игнатьевым. Мы будем рады возможности содействовать обсуждению этого вопроса на техническом и неформальном уровне, но, строго говоря, вопрос совместного таможенно-пограничного контроля – это не тот вопрос, который нужно включать в повестку дня заседания формата «5+2». Мы считаем, что необходимо обмениваться мнениями по этому вопросу на подходящих для этого уровнях в подходящих форматах, но необязательно политических». Свою позицию он объяснил тем, что не видит ничего страшного в присутствии молдавских силовиков на украинской территории. Последствия же, по его мнению, должны быть только «положительными». «В моем понимании, перемены, планируемые в отношении таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска «Кучурган», в некоторых областях будут иметь позитивное влияние на жизнь людей, проживающих в Приднестровье. Полагаю некоторую озабоченность, о которой я слышал и читал, несколько преувеличенной в свете того, что я знаю об этих планах. Я довольно оптимистичен в отношении возможности в ближайшем будущем обменяться этой информацией на неформальном уровне. Строго говоря, не стоит так беспокоиться по этому поводу», – сказал в беседе с представителями СМИ господин Хайм.
Хорошо ещё, что он сделал оговорку «на своё видение», а не стал отвечать за ОБСЕ в целом или же за внешнеполитическое ведомство своей страны, которому в этом году предоставлено право поруководить этой международной организацией. Складывается впечатление, что австрийская дипломатия решила довести своё председательство тихо, без всплеска активности на ниве неразрешённых конфликтов и передать руководство ОБСЕ следующей стране. Что же касается личного «видения» Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ, то ему действительно сложно понять приднестровцев. Частным предпринимательством ввиду своей должности он не занимается. Как обладатель же дипломатического паспорта, он давно уже привык не обращать внимание на пограничный и таможенный контроль. Да и откуда ему знать о несколькокилометровой автоочереди в летнее время на том же самом КПП «Кучурган»? А она при введении тройного контроля (приднестровский КПП «Первомайск») никуда не денется, пропускная способность на границе снизится в разы. Но, как бы там ни было, свою позицию австрийский дипломат высказал.
Ещё до того, как она была озвучена, было запланировано заседание Совбеза при Президенте ПМР. Тема та же. В его начале Вадим Красносельский проинформировал участников совещания о том, что проблема совместного украинско-молдавского контроля была им поднята во время встречи в Москве с вице-премьером и Спецпредставителем Президента РФ по Приднестровью Дмитрием Рогозиным. Уже после заседания Совета безопасности глава государства сообщил журналистам: «Мы приняли решение обращаться абсолютно ко всем участникам формата «5+2» с просьбой рассмотреть этот вопрос в данном формате, не замалчивая его… Этот вопрос среди прочих я очень хочу обсудить с Игорем Додоном на предстоящей 30 марта встрече».
Особо во время общения с журналистами Вадим Красносельский подчеркнул, что приднестровская сторона обратилась с просьбой к руководству миссии Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) прокомментировать недавнее заявление молдавского вице-премьера Георгия Бэлана о том, что совместный контроль вводится для борьбы с контрабандой. Дело в том, что EUBAM появилась в ответ на просьбы Кишинёва и Киева «прекратить поток приднестровской контрабанды». Кстати, надо отдать должное ЕСовской миссии. В её ежегодных отчётах если прямо и не говорилось о том, что обвинения Украины и Молдовы в адрес Приднестровья беспочвенны, то, во всяком случае, межстрочный подтекст был именно таковым.
«Получается, что одиннадцать лет миссия EUBAM не препятствовала контрабанде? Или молдавская сторона не доверяет миссии EUBAM и нивелирует их работу за 11 лет? Мы направили соответствующее письмо главе миссии, чтобы он прокомментировал заявление господина Бэлана», – сказал Вадим Красносельский по этому поводу. Кстати, финансировать введение совместного контроля намерен всё тот же ЕС, что также выпадает из логики – Евросоюз тем самым бьёт по реноме своей структуры. Но всё же дождёмся реакции главы EUBAM Эндрю Тесорьера, хотя он уже и сам должен был прокомментировать слова Георгия Бэлана.
Александр Никитин.