С 2020 года систему образования сотрясают серьезные перемены. Конечно, мы склонны винить в этом пандемию, однако они и без нее рано или поздно должны были произойти.
Крупнейший мировой сбой за всю мировую историю образовательной системы констатировали в ООН. Пандемия затронула обучение 94% учащихся, то есть 1,58 миллиарда детей и молодых людей в 200 странах мира.
Пока в прошлом году многие взрослые работали из дома, дети и молодежь пытались оттуда же учиться. Резкий переход школьного обучения в онлайн вызвал немало трудностей: сбои в сети, намеренные срывы уроков чужими людьми и жалобы на низкое качество проводимых занятий – учителя тоже оказались не самыми готовыми к переходу на дистанционное обучение людьми. Дистанционное обучение не заменит традиционный формат, и «после коронавируса» школьники обязательно вернутся в классы, говорили в кабинетах. Но «после» наступит еще нескоро.
С другой стороны, пандемия коронавируса ускорила движение образования по пути цифровизации. Мы давно проводим львиную долю своего времени, уткнувшись в телефоны, а дети так и подавно. Переход образования в онлайн – это не фантастическое будущее, а скорая реальность. Судите сами. Дети все меньше ходят в библиотеки, все меньше слушают учителей (на которых к тому же «катят бочку» и родители), все меньше пишут от руки.
Весьма логичный следующий шаг этого процесса – именно то, что было в прошлом учебном году. Искусственный интеллект, а не учитель или родитель станет лучшим наставником будущего школьника. Если вы, конечно, не включите родительский контроль (о котором многие взрослые уже давно забыли, делегируя полномочия воспитания детей кому угодно, кроме себя) и не заставите вашего ребенка ходить в библиотеку. Откровение о том, что их ребенок не делает домашние задания, потому что «не понимает», получили именно те взрослые, которые до 2020 года не особо следили за тем, что происходит в школе. Они-то и забили тревогу, так как им пришлось заниматься их прямыми обязанностями – воспитанием собственных детей.
В августе приднестровские родители заволновались: неужели продолжится онлайн-обучение? «Мы просто потеряем своих детей с этим онлайн-образованием, и исправить это не сможем, – пишет Ксения Кириченко в Facebook. – Нет никаких оснований для того, чтобы дети не вышли в школу на занятия».
Хочется расстроить родителей, основания для этого очень даже были. Потихоньку снова растет заболеваемость коронавирусом, причем новый штамм невакцинированные переживают гораздо более тяжело. Вакцинация учителей сможет решить проблему, считают родители. Но да, и сейчас далеко не все учителя по разным причинам хотят прививаться. Равно как и сами родители, среди которых невакцинированных еще больше. Показатель в 25-30% вакцинированных по республике, по моему личному мнению, явно недостаточен для безопасной работы учебных заведений. Почему? Вот вам простой пример. Пусть даже весь педагогический состав вакцинирован, однако не вакцинированы родители школьников. Кто-то из родителей заболевает коронавирусом и передает заболевание ребенку. Учащийся заражает им в школе своего одноклассника. Одноклассник приходит в гости к пожилой бабушке и заражает ее, а у нее болезнь явно будет проходить в более тяжелой, чем у молодого родителя, форме. И есть риск, что она закончится летальным исходом. Такая цепочка вполне возможна, однако очаг заболевания без вакцинации проследить довольно тяжело. И прививаться должны все, а не только учителя.
Учеба в школах Приднестровья начнется 6 сентября. В большинстве из них будут учиться в две смены. Это дополнительная нагрузка на тех же педагогов, которым придется проводить в школе весь день (а еще ведь подготовка документации, проверка тетрадей – и все это после пяти вечера). Я уже не раз писал об этом и стою на своем: онлайн-образование вскрыло внутренние, семейные проблемы. Многие семьи элементарно не в курсе, какие знания получает их ребенок в школе и не готовы в это дело вникать.
Опасения многих родителей о том, что начнут сентябрь школьники за партами, а в течение осени, как и в прошлом году, уйдут на карантин, вполне обоснованы. Но вместо того, чтобы вакцинироваться, они только разводят панику в социальных сетях и требуют вернуть «все как раньше». Открою вам один небольшой секрет: в допандемийное время мы уже никогда не вернемся. И система образования под этим давлением в ближайшее время будет существенно меняться. Теперь никто из учителей не станет тянуть из последних сил какого-нибудь двоечника, родители которого мечтают, чтобы он поступил в вуз в Москву, а он с трудом понимает, что такое дискриминант. Наверняка обеспеченные родители уже прибегают к помощи дорогостоящих репетиторов. Но если сам школьник не заинтересован в получении знаний, сейчас это будет еще более заметно. С другой стороны, это открывает возможности для поступления в колледжи, специальности которых более ориентированы на практический труд. Так что чего-то страшного при цифровизации образования не произойдет.
Что действительно в данный момент излишне – это школьная форма. Как мы понимаем, дети растут, и покупка новых брюк, блузок и юбок ложится тяжелым бременем на ежегодный бюджет семьи. Если учесть, что от карантина никто не застрахован, полагаю, учебные заведения не должны настаивать на обязательной школьной форме в традиционном формате «белый верх – черный низ». Оставим это, как говорится, до лучших времен.
В ВОЗ уже высказались об обязательной вакцинации от коронавируса школьников. Власти большинства развитых стран уже приступили к вакцинированию подростков с 12 лет, и продолжают клинические испытания прививок для детей младшего школьного возраста. Неизвестно, когда эти веяния придут в Приднестровье, но родителям стоит реагировать на все это менее болезненно. Так не бывает: всего мира коснулось, а нас нет. И так выходит, что уровень образования напрямую будет зависеть от темпов вакцинации.
А вообще прогнозы о школах будущего самые разные. Детей должны учить не знаниям, а навыкам их быстрого поиска и освоения. В русскоязычном мире говорят о скором переходе на 12-летнюю школьную систему с жестким отсевом неуспевающих (троечников), которые не смогут поступать в высшие учебные заведения, только в колледжи. Из передовых идей – отказ от текущих оценок. Этот мир, несомненно, ожидают перемены, и для нормальной жизни будущих поколений ныне живущим стоит быть к ним готовыми.
Он придумал 1 сентября
Мало кто помнит, что День знаний был официально введен в СССР достаточно поздно (в 1984 году), при генсеке Константине Черненко. Сам Черненко запомнился тем, что руководил страной наименьший из всех генеральных секретарей период – с 13 февраля 1984-го по 10 марта 1985 года. Учителя той поры вспоминали о Черненко с неожиданной теплотой: «Он поднял зарплаты педагогам, и мы какое-то время получали больше мужей».
Стареющее Политбюро склонилось к кандидатуре Черненко в попытке реанимировать брежневскую эпоху.
Сам Черненко, когда получил пост главы КПСС, уже серьезно болел от эмфиземы легких, что не позволило ему претворить до конца в жизнь, например, реформу образования. Школьная реформа должна была сделать учащихся более приближенными к производству: уже со школьной скамьи юноши и девушки, по задумке, начинали бы всерьез осваивать будущие рабочие профессии. Кроме того, речь шла об информатизации, отправлении детей в школу с 6 лет, а не с 7 (и по сей день отдают в школу, когда захотят) и введении социализирующих предметов, вроде «Этики и психологии семейной жизни».
Отголоски той реформы аукаются нам и по сей день. К чему привели горбачевские и ельцинские реформы и «перестройки», в том числе и в сфере образования, теперь хорошо всем известно. Так что День знаний – это всего лишь красивая вывеска. Мы активно вводим дуальное образование, но в реформировании системы на этом не стоит останавливаться.
Факты
Некогда в России, еще во времена Петра I, учебный год начинался в другое время. Сельские школы, к примеру, открывали свои двери с 1 декабря, а в некоторых гимназиях обучение начиналось в августе.
В Финляндии ученика нельзя вызывать к доске, если он этого не хочет. Здесь дети не сдают экзамены, у них нет дневников. Родители могут узнать оценки ребенка из электронного классного журнала. А еще на каждой перемене учеников выводят на прогулку на улицу, независимо от погоды.
В Норвегии до 8-го класса вообще не ставят оценок, чтобы ученики не сравнивали друг друга и не чувствовали себя ущемленными.
В Китае перед уроками ученики обязательно делают зарядку, и дважды в день – массаж лица. Летние каникулы длятся около месяца, а день максимально загружен – учеба с 8 до 16, потом дополнительные занятия.
А у японцев подавляющее большинство преподавателей – мужчины. Еще там нет столовых, и дети едят прямо за партами.
Андрей Павленко.