Однако желания посетить столицу Приднестровской Молдавской Республики никто, кроме российских дипломатов, не выразил. Хотя стоить заметить, что руководители многих посольств – достаточно частые гости в Тирасполе.
Меж тем, проблема, которую хотели обсудить с западными эмиссарами, не терпит отлагательства. Речь идёт об инициативе Кишинёва и Киева установить на границе Украины с Приднестровьем совместные пограничные и таможенные посты. Причём, как недавно сообщило молдавское таможенное ведомство, Молдова и Украина решили не ограничиться лишь пунктом пропуска «Кучурган». Планируется, что молдавские таможенники и сотрудники пограничной полиции составят компанию украинским коллегам на всех тринадцати КПП на украинско-приднестровской границе. При этом указывалось, что совместный контроль потребует увеличения штата таможенной службы Молдовы с 1520 до 1761 человека. Согласно постановлению молдавского правительства, вся эта затея должна обойтись казне в 53,5 миллиона леев. Правда, как уже писала наша газета, деньги на возведение постов готов выделить Евросоюз. Кстати, ЕСовцы и должны были составить большую часть из приглашённых на неформальную встречу в Тирасполь иностранных дипломатов.
По поводу отказа от участия в этой встрече МИД Приднестровья выступил с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Расцениваем подобный жест международных участников как демонстративное нежелание услышать позицию Приднестровья, свидетельствующий об отсутствии реальной готовности обсуждать проблематику совместного контроля даже на техническом уровне. Примечательно, что именно к неформальным дискуссиям неоднократно призывал ряд международных партнёров, в особенности представители Европейского союза».
Здесь стоит напомнить, что во время своего последнего визита в Приднестровье 23 марта этого года Специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм (представляет Австрию, которая, в свою очередь, является членом ЕС) заявил, что его страна выступает против переноса проблематики совместного молдо-украинского контроля на границе Украины с Приднестровьем в формат «5+2», на чём настаивают Тирасполь и Москва. При этом австрийский дипломат посоветовал провести «неформальную встречу» с участием всех так или иначе причастных к данной проблеме сторон. Как мы видим, не снимая вопрос о необходимости проведения консультаций по совместным постам на полях «Постоянного совещания…» (формат «5+2», куда, кроме сторон переговоров Молдовы и Приднестровья, также входят Россия, Украина и ОБСЕ – посредники; ЕС и США – наблюдатели. – Прим.), МИД ПМР пошёл навстречу пожеланиям господина Хайма. Однако этот шаг оценён не был…
Это уже не первая не оценённая партнёрами Приднестровья инициатива Тирасполя. На страницах газеты мы уже неоднократно рассказывали, что наша республика уже сделала несколько шагов навстречу Кишинёву в плане функционирования входящих в систему образования Молдовы школ, использования земель в Дубоссарском районе молдавскими аграриями, упрощения пересечения границы иностранными гражданами, прекращения части (возбуждены в ответ на уголовное преследование в Молдове приднестровцев. – Прим.) уголовных дел в отношении молдавских должностных лиц. Но Кишинёв и ранее проявлял недоговороспособность. Например, в своё время Молдова и Приднестровье подписали более 80 соглашений о сотрудничестве в различных областях. Среди них, в том числе, были и касающиеся проблемных вопросов, которые и по сей день составляют повестку дня переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. Теперь же не желают вести диалог и западные дипведомства. В связи с этим в уже упоминавшемся выше заявлении МИД ПМР говорится: «В данном контексте отказ от участия в мероприятии в Тирасполе является подтверждением неискренних подходов и намеренного уклонения от открытых дискуссий с целью избежать любой формы предметного обсуждения проблемы совместного молдо-украинского контроля на границе с Приднестровьем как на неформальном уровне, так и в рамках официальных заседаний международного формата «Постоянного совещания…». Занимая подобную позицию, отдельные международные участники переговорного процесса несут ответственность за прогнозируемые негативные последствия от реализации данной деструктивной меры».
О том, какой вред Приднестровью может нанести введение совместного молдо-украинского таможенного и пограничного контроля на границе Украины с Приднестровьем, постоянно указывается руководством приднестровского внешнеполитического ведомства на встречах с зарубежными дипломатами, а они, как уже говорилось выше, достаточно частые гости в Тирасполе. Представляются подробнейшие калькуляции экономических потерь. Они, согласно расчётам специалистов, составляют как минимум 38 миллионов долларов США в год. Кроме того, затрагивается и такой аспект, как угроза безопасности во всем регионе. В зоне ответственности Совместных миротворческих сил (СМС) периодически возникающие конфликтные ситуации удаётся решать в рамках Объединённой контрольной комиссии (ОКК). Были случаи, когда не допустить применения силовиками Молдовы и Приднестровья оружия удавалось лишь с помощью миротворцев. Ни ОКК, ни СМС на украинско-приднестровской границе не будет. От пограничных инцидентов с соседями не застрахована ни одна страна мира. История изобилует примерами, когда поводами для полномасштабных войн становились, казалось бы, мелочные конфликты, как, например, выпуск почтовой миниатюры или результат футбольного матча. Риск вооружённого противостояния в случае, когда силовики сторон, пускай замороженного, но всё же существующего конфликта, оказываются друг против друга один на один, возрастает в разы. Не знать об этом во внешнеполитических ведомствах стран, входящих одновременно и в ЕС, и в ОБСЕ, не могут. А ведь в самой аббревиатуре ОБСЕ заключено слово «безопасность».
Александр Никитин.