На неделе приднестровские выпускники попрощались со школой. Были разноцветные шары, запущенные в небо, слезы, напутственные речи, пожелания, обещания каждый год встречаться с одноклассниками… В принципе, всё как обычно. Но это только на первый взгляд.
В жизнь уходим с улыбкой весёлой
Но это было не всегда. В советские времена к организации выпускного вечера относились проще, намного проще.
Виктор Николаевич (выпускник 1964 года):
«Тогда денег особо не было, поэтому для того, чтобы накрыть стол, родители самостоятельно доставали то, что могли. Кто колбасу, кто сало, ситро, пирожные. Школа нам выделила зал, который мы оформили шариками, игрушками, но самое главное – плакатами с лозунгами, разными призывами. И все они социалистические, яркие! На всех были красивые костюмы, наверное, в первый раз специально для нас купленные, дорогие. Девочки были в белом – это обязательно! До рассвета гуляли на площади и около речки, а утром возвращались домой, где нас ждали родители».
Галина Тихоновна (выпускница 1968 года):
«Самой большой заботой для нас было найти белое платье и туфли-лодочки на небольшом каблучке. Это сейчас девчонки платья выбирают по нескольку месяцев. А в наше время мода была для всех одна – прическа как у Брижит Бардо (такая, вверх зачёсанная, иногда с ленточкой) и платья простые, но обязательно белые – это ведь выпускной! А туфельки сколько искали.… А они стоили 35 рублей при зарплате в 60-70! Вот и прятали потом их от отцов, чтоб нагоняй не получить».
Ольга Викторовна (выпускница 1972 года):
«Я очень хорошо помню свой выпускной – вся в белом, новых туфлях, с прической. Гуляли, пели много песен, настроение было радостное, никто не грустил!! Все ожидали «светлого будущего», чего-то особенного! Ещё запомнилось, что во время прогулки шла босиком – боялась новые туфельки поцарапать. Так и отходила в них еще несколько лет, это точно!».
Елена (выпускница 1991 года):
«Мой выпускной выпал на период «сухого закона», поэтому на столах были сладкая вода, бутерброды с дефицитной на то время докторской колбасой и пирожные. Что касается нарядов, всё было скромно и просто. Купить тогда оригинальное платье или красивую ткань было проблематично, можно сказать, практически невозможно. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, для выпускников каждой школы выделялся один день так называемого «отоваривания», во время которого можно было купить ткань для пошива платья, обувь мужскую и женскую, для мальчишек – костюмы и рубашки. Выпускной вечер проходил в школе, развлекательную программу придумали сами. Было весело, несмотря ни на что!».
«Говорят, после школы жизнь катится со страшной скоростью»
Это реплика из кинофильма «Школьный вальс», вызвавший в конце 70-х жаркие дискуссии и негодование среди кинокритиков и педагогической общественности. У московских школьников (главных героев ленты) Зоси и Гоши – любовь, но совсем не такая, какую обычно показывали советскому зрителю. Сегодняшняя выпускница, вчерашняя школьница, остается наедине с навалившимися на неё недетскими проблемами. После окончания школы, когда замерли звуки школьного вальса, Зося сообщила любимому, что ждет ребенка, но тот предпочел уйти от ответственности. Режиссер Павел Любимов снимал этот фильм на свой страх и риск, прекрасно понимая, что такой сюжет а-ля «жизнь без купюр» будет воспринят в штыки. После окончания съемок лента ещё год пылилась на полках. Вместо оваций на неё обрушился шквал критики. Учителя в один голос твердили: эту картину ни в коем случае нельзя показывать школьникам. Был даже организован тур в поддержку киноленты. Пока режиссер ездил по крупным городам Союза и устраивал закрытые просмотры, сценаристка фильма Анна Родионова обивала пороги чиновников. В итоге, общими усилиями картина вышла на экран в 1979 году. Несмотря на предрекаемый провал, по количеству прокатов «Школьный вальс» занимает четвертое место за всю историю советской киностатистики, пропустив вперед фильмы «Пираты XX века», «Мачеха» и «Песни моря». То есть при благоприятственном отношении начальства он был бы способен стать для второй половины 70-х годов таким же чемпионом-возмутителем покоя, как и «Маленькая Вера», снятая 10 годами позже.
Не менее интересна и сама история создания фильма. Например, Сергей Насибов, сыгравший Гошу Кораблева, после съемок навсегда завязал с актерским мастерством. На роль главной героини Зоси режиссер Павел Любимов без проб утвердил 19-летнюю актрису Елену Цыплакову, успевшую сняться к тому времени уже в семи фильмах. Но съемки в «Школьном вальсе» обернулись для Цыплаковой громким скандалом. Ей пришлось уйти из ГИТИСа, где не приветствовалось, когда студенты участвовали в кино.
Большинство ключевых сцен фильма снималось в московской школе № 518. Сцену в ЗАГСе планировалось снимать в Грибоедовском дворце бракосочетания, но режиссеру не удалось договориться с его руководством, поэтому ему пришлось пойти на хитрость. Самый известный Дворец бракосочетания столицы сняли только с улицы, а саму церемонию – в помещении ЗАГСа на Речном вокзале. Кстати, его настоящие сотрудники сыграли в фильме самих себя.
Сергей Бачурский, сыгравший поклонника Зоси, тот самый Слава из Пушкино, безумно гордился своей густой от природы шевелюрой, а вот режиссеру она не нравилась. Он решил, что Слава должен выглядеть по-другому. Его волосы постоянно смазывали вазелином, для того чтобы придать им неопрятный вид, за что молодой актер обиделся на режиссера и даже на какое-то время возненавидел свою роль, но именно она принесла ему популярность.
Из истории
Первые выпускные балы появились в России еще при Петре I. В 1718 году в Москве юноши впервые шумно отметили окончание математической и навигацкой школы. Годом позже уже в Петербурге наделал шороху первый выпуск Морской академии. Изначально девушки на выпускные не допускались. Они были весьма скромными и образование получали под надзором строгого родительского ока. Только 30 лет спустя дворяне начали вывозить подросших дочек на балы да ассамблеи. Но опять же не по случаю аттестата зрелости, а чтоб выгодно выдать замуж.
В начале XIX века попытались совместить выпуск лицеистов и кадетов с первым выходом в свет молодых дворянок-затворниц. Эта затея увенчалась определенным успехом. С тех пор каждый год в столицах – Москве и Петербурге – июнь заканчивался фееричными балами. Собрать дочку на такое мероприятие по тем временам стоило немало: платья, кареты, слуги в ливреях.. . На один выезд уходило до 3 тысяч рублей. А в совсем уж высшем свете – и вовсе до 20 тысяч целковых. Отцы сетовали: дочку на бал собрать, что корабль снарядить, а выгоды никакой. Тут тебе и корсеты, и юбки на обручах, и кружева, и туфельки с позолотой…
Двадцатый век резко снизил цены на выпускные. Институты благородных девиц брали на себя большую часть затрат на проведение банкетов с музыкой. На наряды тоже особо не тратились: кадеты были в форме, благородные девицы и гимназистки – в симпатичных однотипных платьях, в которых слегка угадывался стиль модерн. А после революции 1917 года выпускные и вовсе отменили как пережиток прошлого. Раз и навсегда. К счастью, это самое «раз и навсегда» продолжалось недолго. Уже в середине 30-х годов выпускные в школах возродили. Обязательным элементом вечера стали долгие напутственные речи. Все-таки не развлекаться приходили комсомолки и комсомольцы, а получать путевку в жизнь. Но танцы все равно были. Даже всякие фокстроты и чарльстоны, хотя старшие товарищи осуждали их как буржуазные. В платьях большого разнообразия не было – время было такое, не до роскоши. Зачастую девушки шили их сами из ткани в горошек.
После войны выпускные стали проводить в формате, близком к нынешнему. Возникла традиция гулять всю ночь до рассвета всем классом. Тогда же появились первые родительские комитеты, которые следили за порядком на праздниках. В моду снова вошли вальсы. Танцевали под трофейные пластинки и духовые оркестры. В 50-е годы на выпускные девушки стали массово приходить в юбках и кофточках. Прежде такое не очень приветствовалось.
В середине 70-х праздник снова начал влетать родителям в копеечку, поскольку девочки очень хотели затмить всех подруг. На выпускной тратились нереальные по тем временам деньги – до 45 рублей!
В 80-е годы появилась новая традиция – для выпускников стали снимать на всю ночь кафе и рестораны, а в 90-е особым шиком было праздновать переход во взрослую жизнь на палубе прогулочного теплохода (арендованного родителями) . В наши дни стоимость выпускных иногда зашкаливает до заоблачных высот. Но достойно провести праздник – это не проблема, главное – потом «не утонуть в море взрослой жизни».
Вот и наступил прощания час…
Когда аттестаты вручены и все слова сказаны, обязательно прозвучит «Школьный вальс». И перед глазами вновь пролетят все 11 лет счастливой школьной жизни.
Когда уйдем
со школьного двора
Слова: А. Дидуров
Музыка: А. Флярковский
Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь – назад, и вновь ему с утра –
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора.
Пройди по тихим школьным этажам.
Здесь прожито и понято немало!
Был голос робок, мел в руке дрожал,
Но ты домой с победою бежал!
И если вдруг удача запропала,
Пройди по тихим школьным этажам.
Для нас всегда открыта в школе дверь.
Прощаться с ней не надо торопиться!
Ну как забыть звончей звонка капель
И девочку, которой нес портфель?
Пускай потом ничто не повторится –
Для нас всегда открыта в школе дверь.
Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь – она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ,
Но ты найди решенье непременно!
Спасибо, что конца урокам нет!
Спасибо, что конца урокам нет!
Подготовила Ирина Круглова.