Над чем смеялась страна Советов и смеялась ли она вообще, с учетом жесткой цензуры, всевозможных запретов и табу? Ответ положительный: в СССР любили и умели шутить. Пусть юмор был немного особенный, специфический, и местами понятный исключительно советским людям, но именно в этот период появились сатирики и юмористы, которые продолжают пользоваться широкой популярностью и зрительской любовью и в нынешнее время.
— Кто у вас в этой камере?
— Те, кто рассказывал политические анекдоты!
— А в этой?
— Те, кто их слушали!
Или:
– Леонид Ильич, у вас один ботинок черный, а другой – коричневый. Вы бы съездили домой и поменяли их.
– Я уже был дома, там то же самое.
Но, как говорится, запретный плод всегда сладок, поэтому, невзирая на возможные неприятные последствия, советские люди сочиняли провокационные анекдоты и полушепотом на кухне, в очень тесном и проверенном кругу упражнялись в мастерстве острого словца. В то время как в советских комедиях не допускалось никаких вольностей, все должно было быть идеологически выдержано, но при этом они не становились менее смешными даже после «ножниц» цензуры. Народ с нетерпением ждал новые комедии, юмористические передачи, тележурналы, «атаковал» кинотеатры во время премьер, передавая из уст в уста сюжет полюбившейся киноистории. Одним из самых популярных фильмов в истории советского кино является комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», снятая в 1968 году.
Жить хорошо, а хорошо жить –
ещё лучше!
Идея написания сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе. Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции, сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша. Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты», а его финал предполагался иным — более лиричным. А именно: из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!». Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая. В монологе управдомши Плющ: «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» должно было быть слово «синагога».
«Заграничная» часть фильма снималась в Азербайджане, а город Горбункова — в Сочи.
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».
А помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!». Дубль получился, а никулинский сын – нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре – кровно обиделся на дядю Андрея. Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева. Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Меж тем в фильме актриса даже говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, — «Не виноватая я!..».
Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
Сцена падения у аптеки Миронову далась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит закурить у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!»), снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа!
Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
Кругосветное «смехопутешествие»
Еще одной популярной развлекательной передачей на советском телевидении была программа «Вокруг смеха», существовавшая с 1978 по 1990 гг. Как отмечал её бессменный ведущий Александр Иванов (Сан Саныч), «когда передают «Вокруг смеха», улицы пустеют». Концепцию программы придумал замредактора литературно-драматического вещания ТВ Валериан Каландадзе. В то время литдрама была самой прогрессивной отраслью телевидения, откуда в первую очередь задували все свежие веяния.
Проект стал чрезвычайно успешным: все 13 лет существования «Вокруг смеха» считалась лучшей в стране юмористической передачей. Этот титул ей присваивался на международных и всесоюзных телеконкурсах.
Интересная история приключилась с выбором ведущего. Изначально им должен был стать популярный актер Ростислав Плятт. В июне 1978 года в Телевизионном театре уже всё было готово к съёмкам первой передачи, как вдруг пришло известие, что Ростислав Янович Плятт неожиданно заболел и принять участие в съемках не может. Конечно, его можно было бы снять отдельно и потом наложить кадры, но ведь кто-то должен был вести концерт немедленно. Съемки отменять нельзя, уже и зрители собрались, и участники. Взгляд редактора остановился на высоком, выделявшемся своим ростом и благозвучной фамилией поэте-пародисте Александре Иванове, очень популярном к тому времени, который должен был выступить со своими эпиграммами. Вкратце ему была изложена основная идея: он сейчас и проведет всю программу как ведущий, но пугаться не надо – потом его вырежут, не прямой эфир, и на экранах телевизоров будет Плятт. На том и порешили. Однако просматривая готовые кадры, телевизионщики удивились, как неожиданно органичен оказался в роли ведущего известный пародист. Решено было не только оставить его в первой передаче, но и продолжить работу с ним в следующих выпусках.
В передачах участвовали известные актеры, писатели, сатирики, такие как Михаил Жванецкий, Аркадий Арканов, Роман Карцев, Виктор Ильченко, Михаил Задорнов, Григорий Горин, Рина Зеленая, Леонид Утесов и многие другие. Впервые на Центральное телевидение попали клоун Вячеслав Полунин, певица Надежда Бабкина, бард Александр Розенбаум. «Засветиться» в «Вокруг смеха» было мечтой многих знаменитостей того времени.
Её буквально осаждал Евгений Петросян. Он присылал кассеты, звал на концерты, приглашал на семейные посиделки. Но ничего из того, что тогда делал Петросян, для формата «Вокруг смеха» не подходило. Ян Арлазоров со своим «мужик, мужик» появился на Центральном телевидении лишь раз: сочли, что это рассчитано на слишком низкий интеллектуальный уровень. А творчество Шифрина охарактеризовали как «Райкин для бедных». Кстати, если Валериану Каландадзе просто казалось, что кто-то из артистов «зазвездился», расплата не заставляла себя ждать. Однажды по его распоряжению из новогоднего «Вокруг смеха» вырезали Пугачеву за то, что та накричала на оператора: «Как ты мог так по-уродски снять мои красивые глаза и ноги?!».
«Вокруг смеха» закрыли в 1991 году, но отнюдь не по политическим причинам. В страну с перестройкой пришли новые веяния, время требовало другого, нового юмора.
Прожектор сатиры – «Фитиль»
Первый выпуск телевизионного сатирического журнала вышел на экран в далеком 1962 году. Цель его создания – борьба с негативными явлениями в жизни страны: взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией, расхищением государственного имущества и т. п. Главным редактором «Фитиля» стал известнейший детский поэт и писатель-сатирик Сергей Михалков. Ему удалось превратить серьезные проблемы в веселые и смешные. В результате советские кинозрители быстро полюбили «Фитиль». Каждый его выпуск состоял из нескольких самостоятельных сюжетов: документальных, игровых, а также мультипликационных. Тележурнал показывали перед каждым сеансом в кинотеатре вместо рекламы. В его создании принимали участие именитые режиссёры, мультипликаторы и знаменитые актёры: Фаина Раневская, Михаил Яншин, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, Игорь Ильинский, Олег Ефремов, Андрей Миронов и многие другие. В 1982 году, в честь 20-летия со дня основания, журнал был награждён орденом «Знак Почёта».
В 1993 году выпуск киножурнала прекратился из-за нехватки средств. В 2004 году популярный сатирический журнал решили возродить на телеканале «Россия». Возобновленный «Фитиль» почти наполовину состоял из сюжетов прошлых лет и старой анимации. Ее только дополнили новыми мультипликационными вставками и сюжетами на актуальные темы. Первую серию показали в день президентских выборов 14 марта 2004 года. Последний раз «Фитиль» вышел 3 августа 2008 года. Всего за 45 лет существования киножурнала появилось более 600 выпусков.
Подготовила
Ирина Круглова.