Для тех, кто забыл или не знал, напоминаем, что в нашей республике земледелием ведает единое министерство сельского хозяйства и природных ресурсов. Вред окружающей среде, нанесённый человеком за столетия вмешательства в живую природу, неисчислим.
Мы даже не задумываемся над тем, что большинство истреблённых видов животных ушли в небытие не от охотничьих ружей, а именно из-за интенсивного земледелия. Уничтожение естественных мест обитания, массовое применение химикатов и т.д. и т.п. Более того, со временем человек в погоне за сверхурожаями начал травить сам себя. Кажется, мы дошли до края, за которым экологическая пропасть. Поэтому всё чаще и чаще встаёт дилемма – заливать ли по старинке сельхозугодья морями отравы или же выращивать на пользу себе и природе экологически чистую продукцию. У нас в республике уже многие хозяйства выбрали второй путь. В одной из предыдущих статей мы уже рассказывали, что наши аграрии внедряют бактериологические препараты, на сто процентов исключающие минеральную подкормку растений. Говорили и о технологиях, позволяющих сохранить плодородный слой земли.
«Он может заменить три старых. Но мы не спешим от них избавляться. Вся техника у нас работает, даже «Нивы», которым по 50 лет. Они используются там, где не нужна особая спешка. Например, для заготовки сенажа и силоса для крупного рогатого скота, – заметил председатель колхоза Михаил Пеньковский, показывая поля. – Но в уборочную кампанию новая техника незаменима. Ранее был немецкий Claas. С его помощью мы убираем 40% урожая. Сейчас вот ещё и Acros придёт ему на подмогу. Плюс к ним 10 старых комбайнов. Приобрели новую технику за собственные средства. У нас нет долгов ни перед кем. И кредиты мы никогда не брали».
Что ещё нового на консервативном со всех сторон сельхозпредприятии? Решили сделать сушилку. «У нас проблем с хранением продукции никогда не было. Но в этом году мы подтянули газ к помещениям, где будут сушилки. Возможно, что они заработают уже в этом году, – рассказывает руководитель хозяйства. – Сушилка нам позволит раньше начинать уборку. Как бывает, утром на посевах роса. Вот и ждёшь, пока солнце поднимется и высушит поле. Только тогда начинаем уборку. А так за это время мы могли бы тонн 200-300 уже убрать. Пока что мы обходились без сушилок. Затягивали на 2-3 дня уборочную».
Для «укоренения» хватило двух-трёх шагов от относительно твёрдой просёлочной дороги. «Мы отходим от трёх наиболее популярных в республике сельхозкультур – пшеницы, кукурузы и подсолнечника. Да и всегда следили за севооборотом, – отряхивая туфли от природного «пластилина» сказал Михаил Пеньковский. – Бобовые – наиболее приемлемы в этом плане. Зелёный горошек и зерновой горох мы выращивали, сколько помнит себя наше хозяйство. Но от первого в прошлом году отказался Каменский консервный завод, а второго на наших складах скопилось 150 тонн. Мы не можем его реализовать. Есть нут и соя. Есть и покупатели, которые ждут их урожай. На опытном участке мы экспериментируем и с сортами этих растений». Мой собеседник добавил: «Нут сегодня – очень выгодная сельхозкультура. Тонна нута стоит, как минимум, 600 долларов. Полторы-две тонны с гектара запросто можно собрать. Его выращивать даже выгоднее, чем подсолнечник, который далеко не самое подходящее растение в плане севооборота. Он сегодня продаётся по цене 300 долларов за тонну. Урожайность – примерно две-две с половиной тонны семян с гектара. Так что считайте сами!».
В том, что с экологией на колхозных угодьях всё в норме, мы с фотокорром могли убедиться лично. Вначале лиса перебежала дорогу председательской «Ниве», мелькнув чёрным кончиком хвоста в стерне, затем над полем показался силуэт хищной птицы. «Мышкуют», – прокомментировал Михаил Пеньковский. Мы видели и сидящего у дороги ворона. Птица довольно осторожная, поэтому увидеть так близко эту иссине-чёрную от клюва и до хвоста пернатую «махину» не каждому доведётся. А он нас, похоже, и не боялся. Вообще с представителями семейства врановых (вОронами, ворОнами и грачами) у колхозников довольно сложные, но вместе с тем и деликатные отношения. «Они очень хитрые и осторожные, хотя нашей шумовой пушки боятся. Бахчевые ещё не созрели, но птицы их уже умудрились немного подпортить. Поэтому сегодня на бахче установим наш «пневмопугач», – с усмешкой поделился планами на самую ближайшую перспективу руководитель сельхозпредприятия. А видели ли вы когда-нибудь сразу семерых аистов? Думаю, что нет. А нам довелось. И если встречавшиеся до этого нам по пути звери и птицы не слишком желали позировать перед фотообъективом, то аистиное семейство подпустило моего коллегу на достаточно близкое расстояние. Фото прилагается…
А ведь животные абы где селиться не будут. И то, что мы на колхозных угодьях в течение нескольких часов встретили стольких представителей приднестровской фауны, говорит не о нашем везении, а о тех самых экологически чистых агротехнологиях.
Кто прав, а кто нет, в этой ситуации судить не берусь. Что было сказано, то и передал. Но от себя замечу, что на уйму проверяющих, контролирующих и надзирающих жалуются не только аграрии…
Кирилл Нефёдов, с. Хрустовая, Каменский район.