Домой Общество Эксперт – человек, который постоянно учится

Эксперт – человек, который постоянно учится

0

За плечами Игоря Георгиевича Никитюка большой опыт работы в криминалистике. Сегодня он по праву возглавляет ЭКЦ МВД ПМР. Как признаётся руководитель, в профессию он влюбился еще в детстве.

«Когда мне исполнилось 13 лет, родители подарили фотоаппарат «Смена 8М». Это был простейший дальномерный аппарат. Для того, чтобы я научился фотографировать, мама (она в то время работала в паспортном отделе Тираспольского ГОВД) привела меня к экспертам-криминалистам. С тех пор и по сей день криминалистика  – моя любовь, – вспоминает И. Никитюк. – С 1984 года у меня была мечта – поступить в Волгоградскую высшую следственную школу МВД СССР на факультет экспертов-криминалистов, но так сложились обстоятельства, что по окончании средней школы я поступил в Саратовское высшее военное командное училище МВД СССР, которое окончил в 1992 году».

В том же году лейтенант милиции Никитюк прибыл для прохождения службы в ЭКО Тираспольского ГОВД, был назначен на должность эксперта-криминалиста. А в 1993 году успешно окончил курсы повышения квалификации в Волгоградской высшей следственной школе МВД РФ, где получил право самостоятельного выполнения семи видов криминалистических экспертиз.

«В советское время основная база МВД была в Кишинёве, – рассказывает Игорь Георгиевич. – В 92-м в Тирасполе было очень мало спецтехники. Мы довольствовались только криминалистическими чемоданами с набором дактилоскопических порошков, фотоаппаратом «Зенит Е», фотовспышкой, магнитной и немагнитной кисточками. Чемоданы, упаковочный материал комплектовали сами».

Несмотря на острую нехватку технического оборудования, эксперты-криминалисты качественно выполняли служебные обязанности. «Это время до сих пор называют лихими девяностыми. Практически каждый день происходили убийства. Мы выезжали на осмотр места происшествия и часто просто фиксировали то, что видели. Но преступления раскрывать нам всё же удавалось. В то время автоматизированных дактилоскопических систем не было. Мы работали вручную с обыкновенной лупой и простейшим источником света. «Лопатили» массивы дактилокарт, – вспоминает первые годы службы подполковник Никитюк. – Через несколько лет потихоньку начали приобретать оборудование, пополнять материальную базу. У нас стала работать первая автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) «Сонда».

В то время сотрудники ЭКО Тираспольского ГОВД выполняли только 7 основных видов криминалистических экспертиз: дактилоскопическую, трасологическую, баллистическую, экспертизу холодного оружия, взрывотехническую, технико-криминалистическую экспертизу документов, почерковедческую и фотопортретную.

Сегодня в ЭКЦ проводятся порядка 40 видов экспертиз. Упор делается на стремительно развивающиеся направления, в частности, биологические исследования. Однако традиционная криминалистика не отстаёт от новейших научных разработок. «Специальные, наиболее сложные виды исследований выполняются только в ЭКЦ: почерковедческие, баллистические экспертизы, сложные многообъектные трасологические исследования. Здесь работают и наиболее квалифицированные, опытные сотрудники. В обозримом будущем планируется выполнение химических экспертиз и в Рыбнице, – делится планами офицер. – Мы готовим базу, лабораторию, специальное оборудование. Благодаря этому часть химических экспертиз будет выполняться для близлежащих районов».

На месте происшествия эксперты-криминалисты обнаруживают различные следы. Не только трасологического происхождения (рук, микрочастицы), но и биологического, вплоть до запахов. В отчётных документах зафиксировано, что ежегодно специалистами при осмотрах мест происшествий изымаются более 1600 следов рук.

«Любой преступник оставляет следы. Даже если он наденет перчатки, то чего-то может касаться другими участками тела, – говорит криминалист. – А это несложно идентифицировать. Надо иметь определенные знания в области дактилоскопии и трасологии. Никто из преступников и не подозревает, что с его одежды, тела выпадают микрочастицы. Это отдельный вид исследования. Тут главное – практический опыт и квалификация эксперта. Криминалист должен суметь их обнаружить, выявить и зафиксировать, чтобы в дальнейшем можно было проводить соответствующие исследования. Природа человека такова, что, например, с волосистой части головы ежедневно выпадает до полутора сотен волос. А по одному волоску можно провести массу исследований и даже составить психологический портрет правонарушителя. В частности, по ДНК-анализу (а это 99,9% совпадения) несложно привязать преступника к месту происшествия. Или наоборот, доказать невиновность человека. В этом и заключается повседневная, рутинная работа криминалиста как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях».

«В моей практике был такой случай, – вспоминает Игорь Георгиевич. – Я выехал на квартирную кражу и установил, что преступник проник в помещение через форточку. Выявил следы пальцев рук, но они были частично пригодны для идентификации, потому что в них насчитывалось недостаточное количество частных признаков (следы были оставлены на ребристой, неокрашенной поверхности). Через некоторое время я выехал на другую кражу, которая произошла в этой же квартире. Опять преступник проник в квартиру через форточку, а следы также были частично пригодны. У меня сформировалось внутреннее убеждение, что действовал один и тот же человек. По характеру следообразования я мог установить картину, как он проникал в помещение: как ставил правую руку, как – левую, как – ноги. Когда вор был задержан, я ему рассказал, как он пробрался в ту квартиру. Он был очень удивлен. Это было на заре карьеры. Тогда я был ещё лейтенантом, но почувствовал то, что нигде в книгах не записано: внутреннее убеждение эксперта, которое шло из сердца».

Золотой фонд коллектива ЭКЦ МВД ПМР – специалисты, которые стояли у истоков экспертной службы Приднестровья: Александр Павлович Матрёницкий, Родион Иванович Самойленко, Владимир Владимирович Скворцов, Олег Викторович Алёшин. Это те люди, которые могут многому научить молодое поколение, передать богатейший опыт в проведении экспертиз, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.

Сотрудники экспертно-криминалистического центра идут в ногу со временем. Постоянно повышают свой профессиональный уровень, изучают новые методики проведения исследований.

«В будущем мы планируем расширить спектр экспертиз. Хотелось бы взять на себя товароведческие, судебно-бухгалтерские исследования, – развивает мысль Игорь Георгиевич. – Хотелось бы иметь более современное оборудование. Специалист высокого класса без оборудования никак не может построить какое-либо заключение. И с другой стороны, на современнейшем оборудовании с малым опытом деятельности или незнанием определённых особенностей методики проведения исследования тоже должного результата не будет. Эти составляющие должны развиваться параллельно».

Подполковник милиции И.Г. Никитюк глубоко убеждён, что каждый человек достоин уважения, потому что он личность, индивидуальность. «Я привык работать с людьми по-хорошему, демократично. Подчинённые работают в любое время суток: в праздники, выходные дни, ночью – неважно. И сейчас я хочу внедрить хорошо забытый опыт: выезд на место происшествия коллективом специалистов. Одному эксперту очень тяжело работать на месте. Когда трудится команда, тогда осмотр производится наиболее качественно и профессионально, выявляется большее количество различных следов. Товарищ может тебя подстраховать, а ты можешь перепроверить его, – говорит Игорь Георгиевич. – Я всю жизнь служил в экспертных подразделениях. Очень люблю эту работу и считаю, что работать надо с удовольствием».

Олег Фёдоров.

Фото автора.

Exit mobile version