Домой Общество ЭТО ВСЕ НАЗЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ

ЭТО ВСЕ НАЗЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ

0

Всмотритесь в его глаза. Иван Тарасович Чеботарь – легенда села.

    Роги – его маленькая Родина, оно раскинулось вдоль пологого берега Днестра – напротив Молдовы. Про Москву, Питер, другие города, не говоря уже о Европе, иных континентах, он слышал, но не больше. «Конечно, – говорит, – хотелось бы побывать и в других местах, но уже не получится: надо было раньше, а сейчас уже поздно – возраст. Да и деньги нужны, а их лишних нет. Спасибо за пенсию, она выручает. Мне ее исправно приносят. И льготы некоторые как пенсионер имею. Еще и по дому хлопочу. За огородом слежу, курочки есть. И на зиму картошкой запасаюсь. Да я и не один, с семьей сына Николая живу, он электриком работает. Жалко, жены нет, умерла Мария пару лет назад. А с ней веселее жилось. Проворной была моя касатка, все по дому успевала делать, а я мог спокойно работать. Здоровье было бы, а то другой раз ноги подводят, особенно на непогоду крутят. Бога благодарю, он хворобу от меня отводит – ни разу в больнице не лежал. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить».

В глазах мош Ивана, глубоких и усталых, если хорошо присмотреться, многое из его жизни можно увидеть. Родился в 1928 году, а это было непростое время, в страну советская власть входила, образовывались первые коллективные хозяйства. Тринадцать лет исполнилось, когда война началась, село румыны оккупировали, на них и спину гнули. Многое помнит о том времени: и как тумаки от них получал, отлынивая от работы, и как в школе заставляли писать на румынском, говорили, что больше советская власть не придет, поэтому надо жить так, как живет Королевская Румыния. И когда война закончилась, видно в его глазах. Искорки радости остались в них. Надеялись, мечтали в Рогах, что придет красный солдат и освободит, и снова будут здесь Советы. Сильных боев здесь не было, румыны уже другими становились, вышли из коалиции с Германией. В одну ночь оставили село и перебрались на свой берег.

А потом был колхоз, новая жизнь. Колхозу имя всем селом давали. Назвали «Путь к коммунизму». В него он вступил одним из первых сразу после войны в 45-м. Строили социализм с партией и комсомолом. Коммунистом Иван Тарасович не был, но к идеям коммунизма прислушивался и разделял. Но разве плохо было бесплатно учиться детям, лечиться, ездить в санатории (правда, туда он путевку не получал, а другие рассказывали, и он удивлялся), и работа была, и уважение –
не одна грамота у него за труд и активную жизнь. Кроме колхоза на шахте в Кочиерах работал и в армии служил.

В глазах отражается тень и тяжёлых девяностых годов. Националисты Молдовы хотели изменить историю, силой заставить сельчан подчиниться деспотам-националистам. Роги встали на защиту своего дома. Не забыл мош Иван имена тех, кто не вернулся из боя. В селе есть памятник героям-односельчанам, и он вместе с родными и соседями часто приходит сюда. Он был и остается приднестровским молдаванином, горячо любящим Родину и народ.

Вечером, когда на Роги опускаются сумерки и с последним криком петуха замирает в селе жизнь, вы можете встретить нашего героя. Он часто выходит за околицу села и любит смотреть на излучину Днестра, который какой уже век гонит свои воды. Мирная гладь реки заставляет думать о жизни. Как хочется еще жить, видеть и слышать людей, радоваться им, надеяться на лучший завтрашний день. А завтра еще праздник, надо будет рубаху белую надеть. И значок «Ударник коммунистического труда» к ней приколоть. Его он еще в 1972 году получил, и удостоверение к нему есть, его хранит вместе с другими документами в шкатулке. Значок этот для него даже ценнее медалей, которые еще есть у него. Смотрит на него и молодость вспоминает. Незабываемое, счастливое время было.

Александр БОРИСОВ.

с. Роги, Дубоссарский район.

Exit mobile version