Домой Культура 1000 оттенков женственности

1000 оттенков женственности

0

В бендерской библиотеке им. А.С. Пушкина проходит фотовыставка «Все женщины на свете», приуроченная к Году семьи и семейных ценностей в ПМР и международной кампании «16 дней активных действий против насилия в отношении женщин и девочек».

Женский вопрос, как его называли ещё в дореволюционной России, имея в виду процессы эмансипации и борьбы прекрасного пола за гражданские права, – до сих пор актуальная тема мирового масштаба. Конечно, акценты со временем меняются, жизнь идёт вперёд, решаются некоторые старые проблемы, возникают новые. Современный мир вообще трудно назвать благополучным. Но задача этой фотовыставки не в том, чтобы акцентировать внимание зрителя исключительно на грустном, жестоком и трагическом. Прежде всего она стремится показать самые разные грани женственности, ещё раз заглянуть в тайну, никем и никогда окончательно не разгаданную.

Впрочем, остросоциальные мотивы здесь тоже присутствуют. Чего стоит хотя бы заброшенный сельский дом с уцелевшим окном, но без крыши, удачно сфотографированный Лесей Михалицыной. Где? Не всё ли равно, ведь подобных домов, увы, с каждым годом становится больше. Но в данном случае фотограф не просто зафиксировал проблему, а создал глубокий, наводящий на раздумья действительно художественный образ. Тут и библейское «время разбрасывать камни, время собирать камни», щемящая ностальгия по безвозвратному прошлому и неотвратимость наступающих перемен. А ещё это руины целого мира, центром которого ведь тоже был домашний очаг, поддерживаемый теплом женских рук, материнской любовью… А вот брошенная как бы на краю бездны маленькая кукла, крупным планом попавшая в объектив Даниилы Кафитуловой. Тоже многозначный, эмоционально насыщенный, драматичный образ. Или пенсионерка, пытающаяся заработать на хлеб уличной игрой на аккордеоне, глядящая нам в глаза с фотографии Светланы Фокша. Выразительная деталь – старый, изогнутый временем чемодан, раскрытый для милостыни. Что думает эта женщина о мире и человечестве, что она чувствует?

Противоположный полюс – светлая, хотя по-своему очень даже серьёзная, важная и продуктивная пора детства, начала жизни. Милая «Непоседа» Алексея Юрковского, трогательные проявления детской нежности в фотографиях Светланы Герлак… Впрочем, осень жизни тоже бывает светлой, как, например, на снимке одной счастливой пожилой пары (автор – 12-летний Тимофей Евчев). Атмосферностью и концептуальностью выделяются работы Андрея Верническо, созвучные хокку его же авторства: «Ветер во дворе, // В окне разбитое детство, // Тушь растеклась…», «Тонкая нить сна, // Танец в лунной тьме – // Дыхание близко», «Рябь на водной глади, // Крик мечется в отражении – // Нить слов не связать».

Да, многое в искусстве и жизни с трудом переводится на язык слов. Эксцентрика и обыденность, смешное и лирическое переплелись, например, в фотографиях Николая Феча, запечатлевших моменты праздничного парада невест. Или на снимке Григория Братуся, развивающего вечный отечественный мотив «девушка с коромыслом и вёдрами». Или на фото Алексея Юрковского «С покоса», где деревенская женщина наших дней так же ясно улыбается солнцу, запаху душистого сена и просто жизни, как улыбались её бесчисленные предшественницы в минувших веках. В отличие от холодных, искусственных, но отражающих какую-то грань женского естества, а потому интересных и загадочных манекенов, выставленных в витрине, очевидно, модного бутика (фото Анны Семенюк).

Фотовыставка «Все женщины на свете» продлится до 26 декабря.


Олег Ларин.

Фото Николая Феча.

Exit mobile version