Редакция газеты продолжает публиковать хронику пережитой республикой истории с 1990 года. Впереди 1991 год, который для Приднестровья прошел, можно сказать, с двойной мигренью. Люди просто пьют чай, а в это время рушится Советский Союз. Все началось с январской трагедии в Вильнюсе, продолжилось августовским путчем, а эпилог фарса состоялся 8 декабря в Беловежской пуще. На этом грозном фоне в республике формировалась система органов внутренних дел, а молдавской стороной не прекращались всяческие провокации. В это время обычные люди страстно хотели во что-то верить, быть кому-то нужными…
«ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ПМССР» была принята 25 августа, однако на территории Приднестровья сохранялось действие Конституции СССР. События развивались стремительно. Спустя 4 дня в Киеве, около гостиницы «Украина», вооруженные люди захватили Игоря Смирнова и депутата Рыбницкого горсовета А. Чебана. Руководству Молдовы одно за другим посыпались требования отпустить незаконно захваченных депутатов из кишиневской тюрьмы. На первый план вышло женское движение в Приднестровье, во главе которого была безусловный лидер Галина Андреева. Женщины объявили «рельсовую войну» – заблокировали железную дорогу в районе станции «Бендеры-2», и никакие угрозы не убедили их изменить свое решение. Председатель ПМССР Игорь Смирнов в письме, написанном в заточении, просил пикетчиц остановить забастовку, но они ушли со своих позиций, только когда все наши были освобождены. 5 ноября мы были переименованы в Приднестровскую Молдавскую Республику.
ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА состоялись 1 декабря. Президентом ПМР избрали Игоря Смирнова, за которого проголосовало 65,4% приднестровцев, Григорий Маракуца набрал 31%, Геннадий Благодарный, ныне независимый журналист в России, – 1,5% голосов.
ПЕРВЫЕ СОБСТВЕННЫЕ БАНКИ в Приднестровье появились в 1991 году. Открылся «Молдлегпромбанк» под руководством ныне печально известного банкира Эдуарда Косовского. 1 апреля в молодом государстве появился ПРАК «Агропромбанк». Его учредителями стали мясокомбинат, «KVINT» и консервный завод им. 1 Мая.
ЖИРИНОВСКИЙ В ТИРАСПОЛЕ. Лидер новообразованной либерально-демократической партии побывал в столице Приднестровья, а также в Бендерах и Рыбнице и отметился рядом громких заявлений: «Мы признали вашу приднестровскую республику и де-факто, и де-юре. Если бы я стал Президентом России, я бы не ратифицировал договор с Молдовой». Оратор Владимир Вольфович общепризнанно хороший, но что случилось на деле?..
«ТОЧЛИТМАШ» НА МАРШЕ. Это предприятие поистине было признано в Европе. Специалисты разработали и внедрили в производство программируемый контроллер ПК-85, который был по своим характеристикам одним из лучших в СССР и не уступал зарубежным аналогам. Наши машины литья под давлением заинтересовали фирмы из Италии, Швейцарии и других стран.
УЗКОЕ МЕСТО ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. Тотальный дефицит стал предагонией советского государства. В Приднестровье, да и не только, проблем добавляли спекулянты, вывозившие товар за границу. В связи с этим Тираспольский горсовет принял решение, что «вся сельхозпродукция и мясопродукты могут вывозиться за пределы города только с разрешения исполкома». Появляется такое подзабытое с военных времен понятие, как «продовольственные карточки». Дошло бы до смешного, если бы остановился «Кондопогабумпром» в Карелии, производивший почти половину выпускаемой в СССР туалетной бумаги. Наш хлебокомбинат одно время не выпекал хлеб для диабетиков. Вы все еще думаете, что «раньше было лучше»? Образовавшуюся нишу в сфере услуг мгновенно заняли коммерческие магазины. Цены там были, по признанию покупателей, «сумасшедшие». В кооперативных же магазинах могли порадовать дивными колбасами по 13 и 16 рублей: нож не резал их, а раздавливал, выталкивая куски сала.
И СНОВА ОГОНЬ… Не утихали молдавские провокаторы. 19 сентября вблизи ресторана «Фоишор» был ранен начальник УВД ПМССР Ю.И. Гросул. Случилось это во время неофициальной встречи с замминистра внутренних дел Молдовы К.Анточем. Все это происходило на фоне драматичного перехода тираспольского и других ГОВД под юрисдикцию Приднестровья. Женщины пикетировали ГОВД с плакатами «Да здравствует приднестровская милиция!». Управление внутренних дел будет переименовано в министерство внутренних дел ПМР уже в 1992 году. А 13 декабря, спустя год после трагедии в Дубоссарах, в этом городе снова пролилась кровь. В 5-6 утра было совершено нападение на охрану дубоссарского моста. Погибли герои, вставшие на защиту города от ОПОН Молдовы: Александр Патергин, Владимир Щербатый и Юрий Цуркан. Напомним, что в 1991 году была создана на основе РОСМ (рабочих отрядов содействия милиции) республиканская гвардия, делившаяся на территориальные батальоны (1-й Тираспольский, 2-й Бендерский, 3-й Рыбницкий, 4-й Дубоссарский по 250 бойцов). В Каменке, Григориополе и Слободзее находились отдельные роты.
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ все сильнее и настойчивее завоевывали авторитет в сфере производства. Одной из первых фирм, работавших в сфере дизайнерских разработок, была «Тирас-Дизайн» под руководством Владимира Галанина. В столице начали обновлять фасады зданий, по-новому оформлять витрины, осваивать новаторские виды рекламы. «Торпари» было создано по инициативе директора ПХБО Вилора Ордина. Текстильщики устроили производство мяса и молока и обзавелись рыбным хозяйством. А народное предприятие «Романица» стало своеобразным наследником Тираспольской мебельной фабрики №5.
«ЗАГОВОРИЛИ» КОЛОКОЛА. После долгого перерыва и пропаганды атеизма в СССР стали уделять немалое внимание православной жизни – надо же было где-то брать «духовные скрепы» на волне видеосалонов и «заграница нам поможет»… Первая служба во вновь действующей суклейской церкви состоялась в январе 1991 года, в дни Крещения. Интересно, что этой церкви помог колхоз имени Свердлова, выделивший на реставрацию здания 18 тысяч рублей. Волна восстановления храмов прошла по всему Приднестровью. А в книжных магазинах теперь литература идеологов КПСС мирно уживалась с Библией и Евангелием.
БИТВЫ ЭКСТРАСЕНСОВ. На великом перепутье жители СССР подчас не знали, кому верить, потому небывалый ажиотаж «целителей» и «гадалок» был ожидаем. Сотни доморощенных ванг и кашпировских кодировали от алкоголизма и табакокурения целыми табунами. Кроме того, экстрасенсы лечили от «шизофрении, невритов и энуреза по новейшим методикам Джуны, Кандыбы, высшей йоги». Григорий Мишурин, например, кодировал «от алкоголя, ожирения, а также по программам изучения иностранных языков». Самое главное, что собирали они целые залы, и многие люди в эту ахинею верили! Некий доктор философских наук Т.Дичев пошел еще дальше: проводил оздоровление после сеансов «черных» экстрасенсов и лечил уже от «кашпировизма». «Посланники космоса», впрочем, только усиливали разлад в обществе.
ТЕПЕРЬ – «ТИЛИГУЛ». ФК «Тирас», взятый на баланс предпринимателем Григорием Корзуном, поменял название. Чемпионат СССР 1991 года был самым удачным в истории. Второе место после волгоградского «Ротора» (хотя они долго лидировали) и право участвовать в высшей лиге советского футбола! Однако из-за распада страны и высшей лиги, собственно, больше не было. Одессит Сергей Гусев в составе «Тилигула» стал лучшим бомбардиром с 25-ю мячами.
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА ширилось по всей стране. В Приднестровье казаки жили с давних времен, охраняя границы юга России. 17 декабря 1991 года в казачьих куренях состоялись большие круги, сходы и принятие присяги молодыми казаками. Под одобрительный возглас зала «Любо!» в Тирасполе был выбран глава временного казачьего комитета – Герой Советского Союза Иван Пащенко.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ. В 1989 году баня Кировского тогда еще поселка закрылась на ремонт и, к большой радости горожан, открылась после двухлетнего простоя. Заядлые парильщики помнят этот год!
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ распахнул двери для школьников в 1991 году. В столичный ТОТЛ была реорганизована республиканская спортшкола. Учащиеся могли выбрать одно из четырех направлений: физмат, биохим, гуманитарное или спортивное.
ГАЗ – В СЕЛО. 26 июля 1991 года Малаешты получили отличный подарок на свое 450-летие: был сдан в эксплуатацию межпоселковый газопровод Ново-Владимировка – Малаешты. На тот момент в селе проживали семь тысяч человек. Правда, храм села был несколько омрачен присутствием на нем членов народного фронта Молдовы. Домнул Владимир Бешлягэ, уроженец села и «бывший» советский писатель, уверял односельчан, что румыны – наши братья, да и мы все – румыны. Впрочем, долго гости на празднике не задержались – малаештцы такие «сладкозвучные» речи встречали гулом неодобрения.
«ГРУБЫЙ ЗАКАТ» произошел 8 декабря. Предшествовал ему референдум о сохранении СССР, и в Приднестровье, в отличие от ССРМ, всячески препятствовавшей проведению референдума, агитации за советские идеалы проводить в общем-то и не надо было – 97,9% высказались за Союз. Всего же по стране галочку «ЗА» поставили 89,8% советских граждан. Дальше – хуже. 21 августа в Тирасполь не поступила ни одна центральная газета как следствие запрета, наложенного руководством Молдовы на всякое упоминание о ГКЧП. А уже в декабре в Беловежской пуще «три богатыря» подписали соглашение о прекращении существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности».
Андрей ПАВЛЕНКО.
При подготовке материала использованы архивные данные центральной городской библиотеки.