Домой Общество 2001. Блокада и все-все-все

2001. Блокада и все-все-все

0

В отличие от предыдущего года, в 2001-м все хорошие воспоминания перекрывает первая экономическая блокада, которую Молдова организовала Приднестровью сразу после того, как Владимир Воронин сел в кресло президента РМ. Наверное, поэтому обзор года в этой статье будет больше сопряжен с политическими реалиями. Договариваться оказалось на порядок сложнее, нежели производить. Безусловно, самым драматичным событием года в мире стали террористические акты в США 11 сентября. Два самолета врезаются в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, которые через некоторое время рушатся, еще два упали на Пентагон и в Пенсильвании. Почти три тысячи погибших и более шести тысяч раненых. Запомнил тот день: я пришел из школы и включил телевизор, по которому уже без конца говорили о террористических атаках в Америке. Тогда я не без страха наивно подумал: «Лишь бы у нас, в Приднестровье, так никогда не случилось!». Можно с какой угодно неприязнью относиться к другим государствам (ксенофобы есть и будут всегда и везде), но чего никому не пожелаешь, так это подобных трагедий. И в сравнении с американской трагедией та блокада показалась не такой уж страшной.

БУНТ МАЛОГО БИЗНЕСА. Начало года ознаменовалось митингами торговцев-частников, которые покинули свои места на рынках столицы и проводили пикеты у тогдашнего Дома Правительства. Увеличение платы за патент, торговое место, таможенный сбор, а также новая система учета доходов предпринимателей явно не устраивали. Часть предпринимателей из сферы малого бизнеса решила не оплачивать патент и не выходить на свои места спустя месяц, в феврале.

В качестве переговорщиков с несогласными бизнесменами выступили министры юстиции и экономики Виктор Балала и Елена Черненко. В отдельных городах, например, Бендерах, действие «тетрадей учета доходов» приостанавливали, и торговцы выходили на работу.

К концу года ситуация стабилизировалась, в Тирасполе даже ввели в эксплуатацию новый рынок «Колкотовый».

КАК ПРОШЛА ДЕНОМИНАЦИЯ. Как сообщали СМИ, безболезненно для экономики и практически незаметно для населения. При этом ожидаемого многими всплеска роста потребительских цен и обменного курса приднестровского рубля не произошло. В конце апреля один доллар стоил 5,74 рубля ПМР, российский рубль – 0,19, гривна – 1,05, лей – 0,43.

НОВЫЙ СОЗЫВ Верховного Совета открыл в приднестровской политике несколько имен, которые будут «греметь» через десяток лет. Тогда же впервые образовались две фракции: «Обновление» (пока как общественное движение) и союз промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья под руководством Анатолия Белитченко. Вице-спикером нового парламента стал  Анатолий Каминский.

ИЛАШКУ ОТПУСКАЮТ. Утро 5 мая принесло неожиданную для многих новость. Как сообщил Игорь Смирнов, главарь террористической группы «Бужор» был передан кишиневским властям. Президент принес глубокие извинения всем родным и близким жертв террористов, отметив, что это непростое для него решение он принял, укрепляя позиции государства. Многие международные организации, в том числе и ОБСЕ, представители стран-гарантов в переговорном процессе, а также православной церкви акцентировали свое внимание на этой группе, подчеркивая, что ее содержание под стражей мешает урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем. В итоге Владимир Воронин поблагодарил нашего Президента, в то время как Приднестровье ждало ответных шагов в свою сторону.

Некоторые приднестровцы были крайне недовольны освобождением преступника и убийцы после 9 лет содержания под стражей, но, по зрелому размышлению, тяжелое решение главы государства поддержали ОСТК и другие общественные структуры.

В ШАГЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА. В Молдавии конфликт существовал из-за так называемой Бессарабской митрополии, созданной Румынским Патриархатом на канонической территории Русской Православной Церкви. Политический прессинг молдавской митрополии сдерживать было достаточно сложно. Очень уж хотелось создать прецедент, и повод появился. События вокруг Кицканского Ново-Нямецкого монастыря волновали не на шутку: «Частью монахов монастыря были нарушены каноны православной церкви и проигнорировано решение Священного Синода РПЦ о назначении епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана на пост ректора духовной семинарии», писали СМИ. Возникли стороны как согласные с этим решением, так и не согласные. В итоге чин ректора семинарии с приднестровского архиерея никто не снимал, но послевкусие осталось.

При этом у Приднестровья связи с Русской Православной Церковью только крепли. «Выражаю надежду на продолжение плодотворного сотрудничества, направленного к достижению благоденствия и процветания нашего общего дома – России», – поздравлял Игоря Смирнова с Рождеством Патриарх Алексий II.

ЭПОХА ВОРОНИНА в Молдове началась 7 апреля, вместе с его победой на выборах. Поначалу молдавский президент в переговорах с Игорем Смирновым вроде бы делал шаги навстречу: обсуждались и ликвидация двойного налогообложения, и распространение приднестровской прессы в Кишиневе, и признание наших дипломов.

Однако проблемы не решались, а обстановка нагнеталась со всех фронтов. В сентябре наша республика узнала, что такое экономическая блокада. Вот вам и Владимир Воронин, якобы готовый идти на компромисс… Кишинев отменяет прежние таможенные печати, и чтобы экспортировать продукцию, экономические агенты республики обязаны были пройти таможенное оформление в Молдове. По сути, Воронин обложил тогда приднестровские предприятия своеобразной данью – так в свое время монгольские ханы наживались на русских княжествах. Решение Кишинева больно ударило по налаженным связям наших предприятий, рынки сбыта оказались потеряны. Только за один год такой блокады Приднестровье потеряло на экспорте 170 миллионов долларов, сообщала «Ольвия-пресс».

Расчет Воронина понимали тогда в каждой приднестровской семье – обвинить Россию в неспособности осуществлять миротворческую операцию.

В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ. «Независимая газета» озвучила сумму ущерба по курсу 2001 года, который ПМР понесла в войне 1992 года, – 70 миллионов долларов. «Российская газета» писала уже не только о церковной провокации в Приднестровье, но и о военной. Уничтожение боевой техники, которое производилось под руководством главнокомандующего ОГРВ Валерия Евневича, вызвало взрыв негодования и митинги протеста в Тирасполе. 29 августа генерал даже напал на телеоператора «Ольвии-пресс» – сдали нервы в связи с визитом в ПМР комиссии министерства обороны России, которая решила изучить деятельность Евневича по уничтожению имущества бывшей 14-й армии.

Еще один заголовок в «РГ» – «Тирасполь хочет стать Калининградом». Это Григорий Маракуца делал предложение предоставить россиянам контрольные пакеты акций местных предприятий с условием, что они будут работать на основе российских законов. Слишком уж на тот момент несбыточно.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. «Питьевая вода все дальше», – сообщали в НИИ экологии и природных ресурсов. В связи с этим наши ученые разработали уникальную технологию водозабора подрусловых вод, благодаря которым можно было не только осуществлять водоснабжение промпредприятий, но и восполнять подземные воды.

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ развивалась не так быстро, но «Интерднестрком» искал новые подходы к связи. Помните PIN-карты для международных переговоров? Тогда эти самые пункты вошли в моду – из дома звонить было гораздо дороже. ООО «Мир компьютеров» в это же время открывает информационный портал «Приднестровье ОнЛайн». Местных сайтов становится все больше.

ЧЕСТНО И ОТКРОВЕННО. В районах республики журналисты не скупились на сообщения без приукрашивания ситуации. «Честно и откровенно: дела плохи», – сообщали об экономике в Дубоссарах. О ситуации в сельском хозяйстве Григориопольского района писали: «Оптимизм со знаком «минус». Правда, в Григориополе наконец-то открыли новую автостанцию, а в Дубоссарах появилось первое частное предприятие на рынке пассажирских автомобильных перевозок – ООО «Спрос». В Рыбнице говорили о росте числа наркоманов. «Вишенкой на торте» стало достаточно раннее окончание отопительного сезона – 1 апреля при достаточно прохладной погоде из батарей ушло тепло.

МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ республики переживала наибольший подъем, тем более, что «Молдавизолит» подвизался выпускать необходимые для производства комплектующие. Рост производства ощущался и на «Тигине», а «Тиротекс» запускал новые линии.

МИЛЫЙ МОЙ БУХГАЛТЕР. Самой популярной профессией, да и востребованной, стал бухгалтер, умеющий работать на компьютере (отголоски этого переходного этапа в бухучете чувствуются и сейчас).

ИДЕМ В КИНО! Кинотеатры республики сообщали о возрождении зрительского интереса к фильмам на большом экране. Дело в том, что во многих семьях появились видеомагнитофоны, а потому ходить в кино стало немодно и невыгодно одновременно. Работникам киноотрасли приходилось искать новые подходы в сфере рекламы. Что касается самих фильмов, то в 2001 году состоялась масса кассовых премьер: одни только первые части «Гарри Поттера», «Властелина колец» и «Шрека» чего стоят.

ПЕРВОЕ ЧЕМПИОНСТВО в чемпионате Молдавии завоевал молодой тираспольский «Шериф». В это время главным тренером клуба стал Владимир Земляной. Летом «жёлто-чёрные» впервые в своей истории приняли участие в Лиге чемпионов, в Тирасполе побывали армянский «Аракс» и бельгийский «Андерлехт», от которого «Шериф» и вылетел.

ТРЕТИЙ СРОК ИГОРЯ СМИРНОВА. Президентские выборы прошли 9 декабря и завершали бурный год. Кроме действующего главы государства, на пост претендовали бендерский мэр Том Зенович и один из основателей «Радио Приднестровья» Александр Радченко, притом, что Андрею Сафонову в регистрации было отказано. Игорь Смирнов победил с большим отрывом, набрав более 81% голосов. В Молдове попытались будировать тему нелигитимности выборов, но тщетно. Оппозиция «Смирнов-Воронин» будет на слуху еще долгие восемь лет.

Андрей ПАВЛЕНКО.

Exit mobile version