Переломный для Приднестровья год. В первую очередь потому, что в конце 2011-го в республике впервые выбрали нового Президента. Время расставило все по своим местам, и только людям судить, правильный они выбор сделали тогда или нет. Многое после событий десятилетней давности стоит переосмыслить, пересмотреть. И самое главное – задать вопрос: почему к тем выборам Президента ПМР было такое повышенное внимание за рубежом?
В мире год запомнился отнюдь не позитивными событиями – например, радиационной аварией на Фукусиме, произошедшей в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Объем выброса радиоактивных элементов составил до 20% от выбросов при Чернобыльской аварии. С загрязнённых территорий эвакуировали около 164 тысяч человек.
В июле 2011 года исламофоб Андерс Брейвик совершил страшный теракт в Норвегии. За 77 погибших и 319 раненых норвежский суд приговорил террориста к 21 году заключения. А ещё были беспорядки в Ливии и «арабская весна». В общем, не самый приятный год во всех отношениях. Впрочем, отметим и позитивные моменты: 2011-й стал годом ухода американской армии из Ирака. Много интересного произошло в освоении космоса: межпланетная станция стала первым искусственным спутником Меркурия, а станция New Horizons пересекла орбиту Урана после пятилетнего путешествия. С космодрома Байконур успешно вылетел космический корабль «Юрий Гагарин», названный в честь 50-летия первого полёта человека в космос. В России произошло ещё одно важное нововведение: по закону, принятому тогдашним главой государства Дмитрием Медведевым, привычная милиция стала называться полицией.
По примеру Южного Судана
Для приднестровской дипломатии год начался с реакции на важнейшее событие: 9-15 января в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. За отделение африканского государства проголосовало 98,83%, а в июле страну признало международное сообщество.
«У нового руководства Молдовы есть шанс сделать исторический шаг к окончательному и справедливому урегулированию молдо-приднестровских отношений, признав итоги референдума 2006 года, – отреагировали на события в Южном Судане в МИД ПМР. – Мировой опыт подтверждает, что такое разрешение конфликта становится наиболее цивилизованным способом урегулирования отношений». В Приднестровье референдум в Южном Судане считают прецедентом, заявил на тот момент глава внешнеполитического ведомства Владимир Ястребчак.
Январские аномалии
Это для тех, кто жалуется на холодную весну. В январе 2011 года температура воздуха в нашем крае соответствовала норме второй половины ноября или марта. При этом в конце осени 2010 года метеорологи не раз говорили о необычайно холодной зиме. Для нас прогноз не оправдался – зима оказалась по-приднестровски тёплой.
Правительство – новая реальность
Верховный Совет проголосовал за учреждение Правительства и должности премьер-министра. Напомним, до этого момента функции правительства отчасти осуществлялись Кабинетом Министров. Также в 2011-мупразднили должность Вице-президента республики.
Заработал прокатный стан
Интернет меняет сознание
Мода на интеллектуалов
Для молодёжи начало 2010-х связано с уходом идеалов в стиле «я сильнее – значит я прав». Хулиганы практически исчезли с наших улиц, юноши и девушки подались в совсем другую степь. На смену «ребятам с микрорайона» пришли хипстеры – в модных очках и зауженных джинсах, разбирающиеся в культуре и пренебрежительно относящиеся к традиционному искусству. Первое место в их иерархии потребности занимали имидж и стремление к «саморазвитию». Правда, под этим словом скрывалось банальное неумение применить свои знания в жизни, неприспособленность к реальности. В госуниверситете отмечали, что молодые люди того времени отдавали предпочтение гуманитарному профилю и охотно шли учиться на юристов, политологов, архитекторов, психологов. Если учесть, что спустя десять лет культурного ренессанса у нас так и не наступило, то сделаем вывод: то поколение оказалось чересчур мягким.
Триумф «единороссов»
Разные лозунги
Первый тур: сенсация
«Предвыборка» стала беспрецедентной по количеству фейков и дезинформации относительно тех или иных кандидатов. По российским СМИ прошёл ряд скандальных репортажей, притянутых к действительности за уши и имеющих только одну цель – дискредитировать соперников. «Разговоры о том, что готовится какая-то «сдача» ПМР, – провокационная ложь», – так комментировал грязные политтехнологии Каминский в интервью «Российской газете».
Итогом первого тура выборов стало неожиданное третье место действующего Президента Игоря Смирнова с результатом 24,82%. Шевчук набрал 38,53%, Каминский – 26,48%. Интересно, что Центральная избирательная комиссия отложила оглашение официальных результатов голосования «на более поздний срок». По словам председателя ЦИК Петра Денисенко, это было связано с техническими моментами: у комиссии «возникли вопросы по ряду протоколов». Между тем Игорь Смирнов потребовал, чтобы Центризбирком отменил итоги голосования из-за ряда серьёзных нарушений закона, однако его жалобу отклонили.
Второй тур: растерянность
В дуэли с Каминским 25 декабря Шевчук выиграл с результатом 73,40%. Инаугурацию не стали откладывать в долгий ящик – она состоялась 30 декабря.
Вот как об этом периоде истории писало Deutsche Welle, издание, отнюдь не пылающее любовью к нашей республике: «В беседе с корреспондентом Deutsche Welle один из жителей Тирасполя, попросивший не называть его имени, сказал, что Шевчук, по всей видимости, сам не ожидал победы на выборах. Теперь он растерян и не знает, что делать дальше. Он не пользуется такой поддержкой России, как его теперь уже бывший соперник Анатолий Каминский, и не может опереться на силовые структуры. В структурах власти в Тирасполе Шевчука считают прозападным политиком, который может «сдать» непризнанную республику Кишинёву». Впрочем, последнее предложение в цитате – слишком радикальное мнение, наш народ не допустил бы подобный поворот событий. В новый год Приднестровье входило в весьма загадочном состоянии – никто не мог предсказать, какую политику будет вести новоиспечённый Президент.
Андрей Радловский.