Мы ехали с сыном моего героя к нам в редакцию, по пути говорили. О герое, конечно. И о том, что в новом году 10 сентября Ивану Ивановичу Седову исполнится 102 года.
О том, что в свой сто первый год жизни он радуется каждому дню. И свой сто первый Новый год будет встречать в кругу родных людей. Скромно, но по-семейному. На вопрос Геннадию Ивановичу, сыну Ивана Ивановича, как он справляется с заботами, чтобы помогать и поддерживать отца, я услышала более чем исчерпывающий ответ. «Он же помогал и поддерживал нас всю жизнь, теперь настало наше время помогать ему», – сказал мужчина, и когда закончил фразу, оказалось, что мы уже приехали в редакцию. Здесь разговор продолжился.
Иван Иванович Седов родился 10 сентября 1917 года и при царе жил больше месяца. Потом была революция. Окончил школу, затем горный техникум. А в 1939 году был призван в ряды Красной Армии, и с этого момента началась его военная карьера. В 1943 году его направили в Ленинградское военное авиационно-техническое училище, на ускоренный курс. Через год он снова вернулся на фронт и там уже был до Победы.
Я держу в руках фото 1946 года, на нем наш герой совсем молодой. Сын Геннадий Иванович рассказывает: «Товарищ дал отцу адрес девушки, которая потом стала моей мамой. Она была из Новосибирской области. Он – из Ростова. Сначала они переписывались, потом встретились, через время поженились, и родился я».
Иван Седов служил, и семья без конца переезжала. Через время его перевели из Румынии в Одессу. Был голод, с жильем трудности. Семья Седовых с другими семьями жила на аэродроме в ангаре, но однажды случился пожар. И с тех пор началась эпопея скитания по съемным квартирам. Их было около десяти. Непростые были времена. Геннадий Иванович вспоминает: «Мать преподавала и одновременно училась заочно в институте. Потому какое-то время за мной смотрели дед или соседка тетя Аня. Помню, как отец смастерил для меня из шинельного сукна складную кроватку, в которой я спал».
Дальнейшая судьба привела семью Седова в Тирасполь, где он служил в звании капитана. И здесь скитания по съемным квартирам продолжились. Тогда же родился второй ребенок. Жили все еще очень сложно: мама готовила на примусе, комната не обогревалась, все замерзало. По санитарным нормам эти условия были не приемлемы для проживания. Но семья стояла в очереди на получение нормального жилья. «И один эпизод из жизни нашей семьи наглядно показывает, что отцу очень повезло с его женой, нашей мамой, – улыбается Геннадий Иванович. – Мы узнали, что нашей фамилии нет в списке на получение жилья в каменном доме, зато там появилась фамилия семьи, которая обладала жильем намного лучше нашего. И вот мои родители пошли к командиру батальона, который скомандовал: «Капитан Седов, кругом, шагом марш на службу!». И все. Но мать моя сказала: «Я отсюда не уйду, пока не получу квартиру, и буду с Вами разговаривать на равных, потому что я такой же коммунист, как и Вы!». Уже начало темнеть, а моя мама не сдвинулась с места. Вечером комбат молча взял документ на получение нашей семьей жилья и поставил подпись».
У Ивана Ивановича есть фронтовое ранение, которое с возрастом обострилось. И двое сыновей поддерживают своего отца. Делают это дружно. Часто говорят о том, что жизнь Ивана Седова насыщенная и яркая. Послужной список – от рядового до начальника снабжения вооружением и боеприпасами. Им пройдена Великая Отечественная война – от начала до конца. Гражданская жизнь полна труда – честного и кропотливого. Как-то Ивана Ивановича спросили, что нужно делать, чтобы долго жить, и он ответил, что нужно вести здоровый образ жизни, не употреблять алкоголь. Он на самом деле, никогда не пил, не курил, в молодости был спортивным человеком, мог на турнике «солнце» крутить. На таких работягах и ковалась Победа, говорит его сын, детские воспоминания которого об отце только теплые. «Помню, как дома с семьей отмечали Новый год, наряжали елку, –
рассказывает мужчина. – А подарки в то время были скромными – чаще гастрономическими. Но мы были рады всему!».
…В конце встречи Геннадий Иванович сказал: если спросить у его отца, как жить так, чтобы быть довольным своей жизнью в преклонном возрасте, он наверняка ответит: «Нужно жить честно, вот и все».
Татьяна Астахова-Синхани.