-1 C
Тирасполь
Понедельник, 25 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Как по фильму «Гусарская баллада»

Эту историю услышал от пожилого поляка Збыжека, с которым меня познакомили офицеры одной из воинских частей бывшего Советского Союза. Моя поездка в Польшу тогда совпала с выводом наших войск из страны, и эта часть на днях должна была ее покинуть.  Новый знакомый не скрывал симпатии к русским солдатам, ведь он был дружен с ними еще со времен Великой Отечественной войны, когда пареньком, прибившись к одному советскому танковому батальону, вместе с ним освобождал Родину.

Збыжек хорошо говорил по-русски, и вдвойне было приятно слышать наши слова с польским акцентом. Где-то в феврале 45-го, вспоминал он, его батальон бился за освобождение Бунцлау (ныне Болеславец), города, в котором во время заграничного похода русской армии против Наполеона весной 1813 года скончался знаменитый полководец Михаил Кутузов. И примечательно, что советские войска выбили немца из города именно в тот день, когда великому русскому фельдмаршалу исполнилось бы 200 лет. Збыжек пытался назвать фамилию замполита батальона, который объявил, что взятие города тем самым станет большим подарком Кутузову, но так и не сумел, только запомнил, что капитана Сергеем звали.

Я внимательно слушал рассказ польского друга, представляя советский танк, подбитый последним   выстрелом единственного «оставшегося в живых» фашистского «тигра».  К счастью, экипаж бронемашины остался жив, однако механика-водителя ранило в ногу. Солдатики, чтобы сделать перевязку, начали стаскивать с него комбинезон.  Вот тут-то и выяснилось, что Саня –  никакой не мужчина, а… женщина. Надо же было так маскироваться несколько месяцев!

А дальше, когда уже скрывать было нечего, она призналась, что пошла на хитрость, выдав себя в военкомате за парня. Тогда ей было 25, муж ушел на войну, о нем ничего не было слышно, и она рвалась в бой. Раньше работала трактористкой в колхозе, хорошо знала технику, что тоже в военкомате учли. Ко всему еще не устояли и перед ее слезной просьбой обязательно направить служить в танковое подразделение. А о том, что доброволец – женщина, знал только один врач из медкомиссии, которого она сумела уговорить и убедить, что на войне сможет принести больше пользы. Голос ее был похож на мужской, и постригалась «под нулевку». Что касается женских форм, то их скрывали на размер больше бушлат, комбинезон и шлемофон.

Збыжек рассказывал, что слух об этом случае дошел до высокого начальства, и обманщицу собирались перевести служить в медсанбат, но она и тут настояла на своем – ее оставили в составе экипажа танка. И в этом ей помог не кто иной, как сам командующий армией Василий Чуйков.

Познакомившись со Збыжеком и услышав рассказанную им историю, невольно вспомнил кинофильм «Гусарская баллада», в котором главным героем был корнет, выдававший себя за мужчину. Не хотел об этом фильме ему говорить, вдруг он подумал бы, что я засомневался в правдивости его рассказа.

P.S. Cпустя многие годы случайно в журнале «Советский воин» прочитал очерк об одной жительнице Самары, которая в годы войны была танкистом. Звали ее Марией Ращупкиной, и рассказ о ней во многом схож с тем, о чем поведал мне поляк. Нет, он это не придумал.

 Александр ДОБРОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив