-1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Шурик, Балбес и Гайдай

В прошлом году мы уже поднимали тему кино и исторических параллелей, когда рассказывали о бабушке режиссера Андрея Тарковского, имеющей дубоссарские корни. Сегодня поговорим о другом именитом мастере кино – Леониде Гайдае и тех непревзойденных актерах, которые прославили его фильмы. Нет, информации о том, что у него жила тётка где-то под Слободзеей, мы не нашли. Но определенное влияние на судьбу Гайдая приднестровский край все же возымел, а Александр Демьяненко, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова и другие снимались у нас еще до восхождения звезды режиссера.


Два Леонида

Леонид Гайдай в фильме «Ляна».

Начать эту историю следует с тезки классика советского кино. Леонид Ефимович Корняну (1909-1957) родился в селе Кошница, которое на тот момент относилось к Тираспольскому уезду Херсонской губернии. Он окончил пединститут в Тирасполе и с 1936 года там преподавал. В столице МАССР Корняну реализовал и свой поэтический талант, издав несколько сборников стихотворений на молдавском языке. Его считают одним из зачинателей детской литературы в Молдавской АССР, на протяжении многих лет собирал молдавские народные песни, пословицы и поговорки, за коими поехал знаменитый Шурик на Кавказ впоследствии.

После войны Корняну написал ряд пьес, в том числе музыкальных комедий. В 1955 году он пишет сценарий для фильма Бориса Барнета «Ляна». К слову, этот фильм снимала киностудия имени Горького – «Молдова-фильм» снимет первую картину только двумя годами позже. Режиссером-практикантом на съемки был прислан молодой Леонид Гайдай. Комедию много критиковали за слабый сценарий. Но все-таки это был дебют Корняну-сценариста, да и перед ним не ставили задачи создать шедевр. Художественная картина должна была стать неким представлением гостеприимной, веселой МССР для жителей других республик Союза.

Нашему брату сегодня в реалии советского колхоза середины 1950-х вникнуть достаточно сложно. Это уже ни много ни мало историческое кино. С другой стороны, сюжет о перевоспитании трех «неподдающихся» молодых колхозников с большими амбициями был достаточно типичным для фильмов того времени.

Опытный режиссёр Барнет взял в ассистенты студента-дипломника режиссерского факультета ВГИКа, прозорливо разглядев в нем будущего комедиографа и даже дав ему одну из главных ролей – виноградаря Алеши. Как актер Гайдай не производил какого-то особого впечатления, впрочем, он это, наверное, понимал. После роли в «Ляне» он снимет два серьезных фильма и только в 1958 году, спустя три года, натурально вышибет двери «Мосфильма» скандальным «Женихом с того света», который жестоко порежет советская цензура.

Вот такая подзабытая встреча выпускника Тираспольского пединститута, написавшего сценарий для фильма, который открыл киномиру Леонида Гайдая (правда, внезапно, как актера).

Появился в «Ляне» и известный в МССР актер Константин Константинов, сыгравший колхозника-меломана Гицу. Он родился в Суклее: там, видимо, был какой-то очень талантливый руководитель драмкружка, потому как из Суклеи родом вообще немало актеров Молдавской ССР.


Все начинается с ГЭС

Александр Демьяненко в фильме «Всё начинается с дороги».

Александр Демьяненко (Шурик «родится» только через семь лет) впервые в кино снялся у Гайдая в картине «Ветер» на тему революции. Спустя год после дебюта, в 1959-м, он едет на Дубоссарскую ГЭС. Нет, не работать, как один из его героев Дима Горин. Дело в том, что там, а также в Тирасполе и Бендерах снималась производственная драма «Мосфильма» «Всё начинается с дороги» режиссера Николая Досталя.

По сюжету строителя-монтажника Степана Бокова бросает жена, и он, расстроенный, отправляется на далёкую комсомольскую стройку, в Сибирь (это Приднестровье играло роль Сибири?). Главную женскую роль (Демьяненко получил второстепенную) сыграла блиставшая тогда Нонна Мордюкова. Дебютировала в кино, снятом на нашей земле, еще одна будущая участница фильмов Гайдая – «мечта поэта» Наталья Крачковская.

Со съемками этого фильма связан несчастный случай. На них трагически погиб Николай Досталь, режиссер картины, и заканчивал фильм другой режиссёр – Виллен Азаров. По воспоминаниям сына Досталя, его отец сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. «Получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью».

Информации о том, где именно состоялось роковое ДТП, у нас нет. Дело в том, что одну из сцен этого фильма досняли на Днепродзержинской ГЭС, а не на Дубоссарской. Чисто логически можно предположить, что там решил снимать уже новый режиссёр…


Семён Семёныч!

Юрий Никулин и Пётр Чижаковский в Дубоссарах.

Ну и нельзя не сказать в этом очерке о Юрии Никулине. О том, что гениальный комик очень любил отдыхать в санатории в Дубоссарах, и без моего упоминания знают все местные жители.   Каждый год он приезжал в Дубоссары на отдых с семьей и собакой, подлечивал тут раны, полученные на фронте. Он признавался, что очень любил молдавское вино и климат.

И куда же без анекдотов. Эту историю сохранил тогдашний житель городка Петр Чижаковский. Никулин любил рыбалку и в 1986 году, когда тащил из воды огромного судака, упал на камни и повредил руку. Пришлось загипсовать. «Что творилось в наших Дубоссарах при его появлении! – вспоминает Чижаковский. – Ведь практически Горбунков сошел с экранов: та же рубашка, кепка и даже рука та же – левая! Дети бежали за артистом и кричали: «Идет настоящая «бриллиантовая рука»!». А он кивал и застенчиво улыбался своей милой улыбкой». На фотографии, которая разошлась по Интернету, Никулин с Чижаковским в Дубоссарах. Юрий Владимирович в гипсе – нарочно не придумаешь!

Его очень любили местные жители, а он отмечал, что в них нет ни капли заискивания и подхалимства. Никогда у него не просили похлопотать за кого-то в Москве или где бы то ни было. Единственное, что оставалось непременной просьбой к именитому гостю, – рассказывать анекдоты в его фирменной манере.


Никаких Владиков, только Шурик!

Александр Демьяненко вполне мог и не получить роль Шурика. Изначально героя вообще звали Владиком, но цензоры попросили заменить другим именем, увидев аналогию с именем Ленина. На роль пробовалось более десятка актеров, в том числе Евгений Петросян и Андрей Миронов. В итоге художественный совет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался и вспомнил о молодом Демьяненко в последний момент.

В первой редакции фильма «Бриллиантовая рука» героиня Нонны Мордюковой (бдительная управдом) обращается к жене Горбункова с «устрашающим» предположением: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». При сдаче фильма режиссёру было рекомендовано переозвучить эту реплику. В итоговой версии концовка фразы была заменена на «…посещает любовницу», однако по движению губ Мордюковой прочитывается изначальное слово «синагога».

Имел хорошие шансы поснимать в Тирасполе и другой классический режиссер Эльдар Рязанов. Изначально он был назначен на съемки картины «Не имей сто рублей…», однако в самый последний момент отказался от них в пользу фильма «Девушка без адреса», чем навлёк на себя немало проблем. В одном из эпизодов можно с легкостью узнать тираспольский Дом Советов, который «играет роль» здания министерства финансов, куда герои фильма привозят найденный клад.

Первым фильмом, который сняли сами приднестровцы, стала картина «Человече», вышедшая в 1994 году и ставшая лауреатом кинофестиваля «Золотой витязь». За производство этого кино отвечало ТВ ПМР, а одну из главных ролей сыграл приднестровский актер Игорь Таран.

А одной из первых кинолент, снятых на нашей земле (о чём есть документальные свидетельства), стала военная драма «Бессмертный гарнизон» (1956). Фильм был посвящен подвигу защитников Брестской крепости, но в съемках использовали другую крепость – Бендерскую. Так Бендеры в первый (но не в последний) раз попали в советское кино.


Андрей ПАВЛЕНКО.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив