В прошлом году мы уже поднимали тему кино и исторических параллелей, когда рассказывали о бабушке режиссера Андрея Тарковского, имеющей дубоссарские корни. Сегодня поговорим о другом именитом мастере кино – Леониде Гайдае и тех непревзойденных актерах, которые прославили его фильмы. Нет, информации о том, что у него жила тётка где-то под Слободзеей, мы не нашли. Но определенное влияние на судьбу Гайдая приднестровский край все же возымел, а Александр Демьяненко, Юрий Никулин, Нонна Мордюкова и другие снимались у нас еще до восхождения звезды режиссера.
Два Леонида
Начать эту историю следует с тезки классика советского кино. Леонид Ефимович Корняну (1909-1957) родился в селе Кошница, которое на тот момент относилось к Тираспольскому уезду Херсонской губернии. Он окончил пединститут в Тирасполе и с 1936 года там преподавал. В столице МАССР Корняну реализовал и свой поэтический талант, издав несколько сборников стихотворений на молдавском языке. Его считают одним из зачинателей детской литературы в Молдавской АССР, на протяжении многих лет собирал молдавские народные песни, пословицы и поговорки, за коими поехал знаменитый Шурик на Кавказ впоследствии.
После войны Корняну написал ряд пьес, в том числе музыкальных комедий. В 1955 году он пишет сценарий для фильма Бориса Барнета «Ляна». К слову, этот фильм снимала киностудия имени Горького – «Молдова-фильм» снимет первую картину только двумя годами позже. Режиссером-практикантом на съемки был прислан молодой Леонид Гайдай. Комедию много критиковали за слабый сценарий. Но все-таки это был дебют Корняну-сценариста, да и перед ним не ставили задачи создать шедевр. Художественная картина должна была стать неким представлением гостеприимной, веселой МССР для жителей других республик Союза.
Нашему брату сегодня в реалии советского колхоза середины 1950-х вникнуть достаточно сложно. Это уже ни много ни мало историческое кино. С другой стороны, сюжет о перевоспитании трех «неподдающихся» молодых колхозников с большими амбициями был достаточно типичным для фильмов того времени.
Опытный режиссёр Барнет взял в ассистенты студента-дипломника режиссерского факультета ВГИКа, прозорливо разглядев в нем будущего комедиографа и даже дав ему одну из главных ролей – виноградаря Алеши. Как актер Гайдай не производил какого-то особого впечатления, впрочем, он это, наверное, понимал. После роли в «Ляне» он снимет два серьезных фильма и только в 1958 году, спустя три года, натурально вышибет двери «Мосфильма» скандальным «Женихом с того света», который жестоко порежет советская цензура.
Вот такая подзабытая встреча выпускника Тираспольского пединститута, написавшего сценарий для фильма, который открыл киномиру Леонида Гайдая (правда, внезапно, как актера).
Появился в «Ляне» и известный в МССР актер Константин Константинов, сыгравший колхозника-меломана Гицу. Он родился в Суклее: там, видимо, был какой-то очень талантливый руководитель драмкружка, потому как из Суклеи родом вообще немало актеров Молдавской ССР.
Все начинается с ГЭС
Александр Демьяненко (Шурик «родится» только через семь лет) впервые в кино снялся у Гайдая в картине «Ветер» на тему революции. Спустя год после дебюта, в 1959-м, он едет на Дубоссарскую ГЭС. Нет, не работать, как один из его героев Дима Горин. Дело в том, что там, а также в Тирасполе и Бендерах снималась производственная драма «Мосфильма» «Всё начинается с дороги» режиссера Николая Досталя.
По сюжету строителя-монтажника Степана Бокова бросает жена, и он, расстроенный, отправляется на далёкую комсомольскую стройку, в Сибирь (это Приднестровье играло роль Сибири?). Главную женскую роль (Демьяненко получил второстепенную) сыграла блиставшая тогда Нонна Мордюкова. Дебютировала в кино, снятом на нашей земле, еще одна будущая участница фильмов Гайдая – «мечта поэта» Наталья Крачковская.
Со съемками этого фильма связан несчастный случай. На них трагически погиб Николай Досталь, режиссер картины, и заканчивал фильм другой режиссёр – Виллен Азаров. По воспоминаниям сына Досталя, его отец сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. «Получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью».
Информации о том, где именно состоялось роковое ДТП, у нас нет. Дело в том, что одну из сцен этого фильма досняли на Днепродзержинской ГЭС, а не на Дубоссарской. Чисто логически можно предположить, что там решил снимать уже новый режиссёр…
Семён Семёныч!
Ну и нельзя не сказать в этом очерке о Юрии Никулине. О том, что гениальный комик очень любил отдыхать в санатории в Дубоссарах, и без моего упоминания знают все местные жители. Каждый год он приезжал в Дубоссары на отдых с семьей и собакой, подлечивал тут раны, полученные на фронте. Он признавался, что очень любил молдавское вино и климат.
И куда же без анекдотов. Эту историю сохранил тогдашний житель городка Петр Чижаковский. Никулин любил рыбалку и в 1986 году, когда тащил из воды огромного судака, упал на камни и повредил руку. Пришлось загипсовать. «Что творилось в наших Дубоссарах при его появлении! – вспоминает Чижаковский. – Ведь практически Горбунков сошел с экранов: та же рубашка, кепка и даже рука та же – левая! Дети бежали за артистом и кричали: «Идет настоящая «бриллиантовая рука»!». А он кивал и застенчиво улыбался своей милой улыбкой». На фотографии, которая разошлась по Интернету, Никулин с Чижаковским в Дубоссарах. Юрий Владимирович в гипсе – нарочно не придумаешь!
Его очень любили местные жители, а он отмечал, что в них нет ни капли заискивания и подхалимства. Никогда у него не просили похлопотать за кого-то в Москве или где бы то ни было. Единственное, что оставалось непременной просьбой к именитому гостю, – рассказывать анекдоты в его фирменной манере.
Никаких Владиков, только Шурик!
Александр Демьяненко вполне мог и не получить роль Шурика. Изначально героя вообще звали Владиком, но цензоры попросили заменить другим именем, увидев аналогию с именем Ленина. На роль пробовалось более десятка актеров, в том числе Евгений Петросян и Андрей Миронов. В итоге художественный совет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался и вспомнил о молодом Демьяненко в последний момент.
В первой редакции фильма «Бриллиантовая рука» героиня Нонны Мордюковой (бдительная управдом) обращается к жене Горбункова с «устрашающим» предположением: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». При сдаче фильма режиссёру было рекомендовано переозвучить эту реплику. В итоговой версии концовка фразы была заменена на «…посещает любовницу», однако по движению губ Мордюковой прочитывается изначальное слово «синагога».
Имел хорошие шансы поснимать в Тирасполе и другой классический режиссер Эльдар Рязанов. Изначально он был назначен на съемки картины «Не имей сто рублей…», однако в самый последний момент отказался от них в пользу фильма «Девушка без адреса», чем навлёк на себя немало проблем. В одном из эпизодов можно с легкостью узнать тираспольский Дом Советов, который «играет роль» здания министерства финансов, куда герои фильма привозят найденный клад.
Первым фильмом, который сняли сами приднестровцы, стала картина «Человече», вышедшая в 1994 году и ставшая лауреатом кинофестиваля «Золотой витязь». За производство этого кино отвечало ТВ ПМР, а одну из главных ролей сыграл приднестровский актер Игорь Таран.
А одной из первых кинолент, снятых на нашей земле (о чём есть документальные свидетельства), стала военная драма «Бессмертный гарнизон» (1956). Фильм был посвящен подвигу защитников Брестской крепости, но в съемках использовали другую крепость – Бендерскую. Так Бендеры в первый (но не в последний) раз попали в советское кино.
Андрей ПАВЛЕНКО.