-1.5 C
Тирасполь
Понедельник, 25 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

РОД

Обычно под путешествием понимают перемещение в пространстве. Этого недостаточно. Каждое из них одновременно вписывается в пространство, время и социальную структуру.

Клод Леви-Стросс.


Журналисту следует отталкиваться от информационного повода. Поводом к написанию этого очерка послужила очередная годовщина ПМР – тридцатиоднолетие, отправная точка в истории государства. Но не края!  Первое жилище древнего человека, обнаруженное в селе Выхватинцы Рыбницкого района, появилось свыше 200 000 лет назад. Нам захотелось побывать на месте палеолитической стоянки, тем более что недалеко от этого места, как мы знали, в пятидесятые известным советским археологом Татьяной Пассек проводились систематические раскопки уникального памятника трипольской культуры (III тыс. до н.э.) и здесь же установлен, пожалуй, самый необычный в Приднестровье монумент.

Всего на территории этого относительно небольшого приднестровского села находится до двух десятков памятников археологии. И все же, объекты, нанесенные на карты археологов, нам, простым смертным, еще предстояло найти.

Раннее утро. Мы в Выхватинцах. Решили: самый простой способ обнаружить грот – найти охранный знак. И точно! От встреченной нами еще при въезде в село одиннадцатилетней Лены узнаем ориентировочное направление. Сама Лена грот не видела, сказала, что в тот день, когда от школы ходила экскурсия, ее не было. Информация нас, признаться, немного смутила: село Выхватинцы, если кто не был, расположено в сильно пересеченной местности; рядом настоящий каньон (овраг Вермитка) – заплутать вовсе немудрено.

Но школьница Лена не подвела. Это выяснилось спустя минут пятнадцать, когда, приблизившись к оврагу, мы встретили следующего жителя села. Михаил на мотоблоке все подтвердил и даже, указав куда-то в даль, заставил разглядеть малюсенький (казавшийся таковым) обелиск на одном из поросших склонов. К разговору присоединился сосед Геннадий. Любопытствуем: не помнят ли сельчане самих раскопок? Нет, не помнят: оба мужчины – уроженцы других сел, в Выхватинцы перебрались значительно позже означенных событий.

Шагаем по закругленным, спускающимся в долину улочкам, стараясь, по слову Данте, не утратить правый путь. И все же промахнулись. Вернее, к памятнику-то мы вышли, но только с противоположной стороны рыпы Мафтея. Фотограф Алексей Юрковский первым (он и подготовлен был лучше, одет в камуфляж) начал спускаться. Однако все решила моя заминка. В этот самый момент откуда-то из лесу появился благообразный, с окладистой бородой, пастух. Мы разговорились. Григорий оказался никем иным, как сыном человека, в доме которого много лет назад жили археологи.

Вместе с Григорием (и козами) спускаемся в рыпу. Проводник показывает грот, уже порядочно засыпанный, поглощенный землей, в зарослях айланта высочайшего, напомнившего чем-то буйную тропическую растительность.

А около 200 000 лет назад, во время великого оледенения, грот служил убежищем древних людей (неандертальцев), укрывавшихся в нем от непогоды и хищников (львов, саблезубых тигров), охотившихся в окрестностях на мамонтов, шерстистых носорогов, северного оленя…

Выбрались из оврага к монументу (охранному знаку). Прямо на постаменте коза, глядя на нас, задумчиво жевала пучок сухой травы. За ней – плита с изображением облавной охоты на мамонта. Сам объект поврежден – расколоты две поверхности с текстом. Очень, очень жаль. Уникальный памятник, фактически – неандертальцам, явно нуждается в защите. И коль уж мы говорим о развитии туризма, Выхватинцы – одно из перспективных мест.

Григорий Леонидович показал нам и дом, где останавливались исследователи. Мы посидели во дворе среди ульев, пообщались на темы, связанные с судьбой села и, в целом, бывшей Советской Родины. В редкой семье нет выехавших на заработки близких. Жизнь есть жизнь. Но люди отрываются от корней. Да, помогают родителям. Но постоянная, духовная связь с землей, традициями может быть навсегда утрачена.

Знакомимся с селом. Пьем из колодца вкусную воду, какая может быть только здесь, на приднестровском севере. Оказывается, колодец выкопал отец хозяина ближайшего дома в молдавском стиле. Хозяина и хозяйку зовут Ананий Трофимович и Евдокия Евгеньевна Стан. Они приглашают к себе, с удовольствием угощают плодами рук своих, рассказывают много интересных вещей, исходя из целей поездки. Так, по ходу разговора выясняется, что сразу две сестры Евдокии Евгеньевны работали на раскопках в 50-е (книгу Т.П. Пассек с фотографиями простых женщин в косынках я читал накануне). Платили за день 20 копеек. И люди довольны были. Знаете, говорят хозяева, сколько в то время на эти деньги можно было всего купить.

Супруги, у кого гостим, вместе без малого 50 лет. Оба из многодетных семей, у Анания было семеро братьев и сестер, у Евдокии – девять. Родительский дом сохранился, но обветшал и пустует (ему более ста лет). В память об ушедшей эпохе, о встрече хозяева дарят нам народные домотканые полотенца с вышивкой, приглашают приезжать в гости, словно к родным людям.

А мы и есть родные. Здесь, в Выхватинцах, мы с Алексеем в полной мере ощутили себя своими, членами одного большого дружного рода.

Не зря когда-то в гроте, что неподалеку, древние люди всем первобытным коллективом грелись у негасимого огня. Пламя это, духовную связь между поколениями соотечественников, необходимо поддерживать.

В Выхватинцах меня особенно заинтересовал крупный памятник трипольской культуры, исследовавшийся в пятидесятых. За исключением специалистов, мало кто знает, что именно искали и нашли тогда участники экспедиции. Думаю, стоит восполнить пробел. И да поможет нам книга Татьяны Петровны Пассек «Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья». Территория края в настоящей работе трактуется как ареал компактного проживания трипольских племен.

Трипольская общность представляет исключительный интерес. К ней, в определенном смысле, восходит современная культура. К примеру, некоторые представления о женской красоте, определенные эстетические каноны, символы и мифы (например, о похищении Европы Зевсом в облике быка) находят аналогии в трипольском творчестве.

Высказано мнение (К. Гадачек) о родстве трипольской культуры с крито-микенской. С трипольцами, по версии Э. Штерна, связаны и фракийцы, отдаленные (предполагаемые) предки молдаван и ряда других народов. Считается (Е. Черныш), что у трипольцев господствовала матриархально-родовая общественная организация.

Раскопки в 50-е привлекли внимание широких научных кругов. Одна из причин – не было ясно, какой погребальный обряд практиковался трипольцами. «Все попытки отыскать погребения долгое время оставались безрезультатными» (Т. Пассек). Но вот, при случайных обстоятельствах, еще во время Великой Отечественной войны, в Выхватинцах обнаружен целый позднетрипольский могильник…

Результатом многолетних раскопок стало обнаружение бесценных артефактов, на основании которых in situ (в контексте – «на месте») сделан ряд важных выводов.

В частности, установлено, что у трипольцев (по крайней мере, у поздних) наблюдались признаки развивающегося патриархата. Особенности погребального обряда, найденный инвентарь указывали на связи поздних трипольцев со скотоводческими племенами эпохи бронзы (III – начало II тыс. до н.э.).  Таким образом, и в рассматриваемый период, как стало очевидно, Приднестровье являлось зоной интенсивного общения между отдельными племенами и культурами.

Отметим, что в раскопках принимал личное участие известный антрополог М. Герасимов, реконструировавший по найденным останкам облик трипольских мужчины и женщины. Таковой вполне схож с известным нам обликом европейцев.

Трипольцы славились как умелые гончары. Созданные ими изделия до сих пор потрясают совершенством художественных форм. Коллекция из Выхватинцев (возраст – около пяти тысяч лет) пополнила музейный фонды СССР. Что характерно: мотивы росписи, особенности орнамента временами весьма напоминают молдавские (использование волнистой линии, ромбов, образ мирового древа…), впрочем, как и общемировые.

Преемственность поколений, таким образом, наглядно проявляется здесь, в Выхватинцах. Т. Пассек пишет: «Трипольские племена, селившиеся по Днестру с самого раннего этапа развития этой культуры, продолжали жить на прежних местах и в самый поздний период».


Николай Феч.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив