Обычно под путешествием понимают перемещение в пространстве. Этого недостаточно. Каждое из них одновременно вписывается в пространство, время и социальную структуру.
Клод Леви-Стросс.
Журналисту следует отталкиваться от информационного повода. Поводом к написанию этого очерка послужила очередная годовщина ПМР – тридцатиоднолетие, отправная точка в истории государства. Но не края! Первое жилище древнего человека, обнаруженное в селе Выхватинцы Рыбницкого района, появилось свыше 200 000 лет назад. Нам захотелось побывать на месте палеолитической стоянки, тем более что недалеко от этого места, как мы знали, в пятидесятые известным советским археологом Татьяной Пассек проводились систематические раскопки уникального памятника трипольской культуры (III тыс. до н.э.) и здесь же установлен, пожалуй, самый необычный в Приднестровье монумент.
Всего на территории этого относительно небольшого приднестровского села находится до двух десятков памятников археологии. И все же, объекты, нанесенные на карты археологов, нам, простым смертным, еще предстояло найти.
Но школьница Лена не подвела. Это выяснилось спустя минут пятнадцать, когда, приблизившись к оврагу, мы встретили следующего жителя села. Михаил на мотоблоке все подтвердил и даже, указав куда-то в даль, заставил разглядеть малюсенький (казавшийся таковым) обелиск на одном из поросших склонов. К разговору присоединился сосед Геннадий. Любопытствуем: не помнят ли сельчане самих раскопок? Нет, не помнят: оба мужчины – уроженцы других сел, в Выхватинцы перебрались значительно позже означенных событий.
Шагаем по закругленным, спускающимся в долину улочкам, стараясь, по слову Данте, не утратить правый путь. И все же промахнулись. Вернее, к памятнику-то мы вышли, но только с противоположной стороны рыпы Мафтея. Фотограф Алексей Юрковский первым (он и подготовлен был лучше, одет в камуфляж) начал спускаться. Однако все решила моя заминка. В этот самый момент откуда-то из лесу появился благообразный, с окладистой бородой, пастух. Мы разговорились. Григорий оказался никем иным, как сыном человека, в доме которого много лет назад жили археологи.
А около 200 000 лет назад, во время великого оледенения, грот служил убежищем древних людей (неандертальцев), укрывавшихся в нем от непогоды и хищников (львов, саблезубых тигров), охотившихся в окрестностях на мамонтов, шерстистых носорогов, северного оленя…
Выбрались из оврага к монументу (охранному знаку). Прямо на постаменте коза, глядя на нас, задумчиво жевала пучок сухой травы. За ней – плита с изображением облавной охоты на мамонта. Сам объект поврежден – расколоты две поверхности с текстом. Очень, очень жаль. Уникальный памятник, фактически – неандертальцам, явно нуждается в защите. И коль уж мы говорим о развитии туризма, Выхватинцы – одно из перспективных мест.
Знакомимся с селом. Пьем из колодца вкусную воду, какая может быть только здесь, на приднестровском севере. Оказывается, колодец выкопал отец хозяина ближайшего дома в молдавском стиле. Хозяина и хозяйку зовут Ананий Трофимович и Евдокия Евгеньевна Стан. Они приглашают к себе, с удовольствием угощают плодами рук своих, рассказывают много интересных вещей, исходя из целей поездки. Так, по ходу разговора выясняется, что сразу две сестры Евдокии Евгеньевны работали на раскопках в 50-е (книгу Т.П. Пассек с фотографиями простых женщин в косынках я читал накануне). Платили за день 20 копеек. И люди довольны были. Знаете, говорят хозяева, сколько в то время на эти деньги можно было всего купить.
Супруги, у кого гостим, вместе без малого 50 лет. Оба из многодетных семей, у Анания было семеро братьев и сестер, у Евдокии – девять. Родительский дом сохранился, но обветшал и пустует (ему более ста лет). В память об ушедшей эпохе, о встрече хозяева дарят нам народные домотканые полотенца с вышивкой, приглашают приезжать в гости, словно к родным людям.
Не зря когда-то в гроте, что неподалеку, древние люди всем первобытным коллективом грелись у негасимого огня. Пламя это, духовную связь между поколениями соотечественников, необходимо поддерживать.
В Выхватинцах меня особенно заинтересовал крупный памятник трипольской культуры, исследовавшийся в пятидесятых. За исключением специалистов, мало кто знает, что именно искали и нашли тогда участники экспедиции. Думаю, стоит восполнить пробел. И да поможет нам книга Татьяны Петровны Пассек «Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья». Территория края в настоящей работе трактуется как ареал компактного проживания трипольских племен.
Трипольская общность представляет исключительный интерес. К ней, в определенном смысле, восходит современная культура. К примеру, некоторые представления о женской красоте, определенные эстетические каноны, символы и мифы (например, о похищении Европы Зевсом в облике быка) находят аналогии в трипольском творчестве.
Раскопки в 50-е привлекли внимание широких научных кругов. Одна из причин – не было ясно, какой погребальный обряд практиковался трипольцами. «Все попытки отыскать погребения долгое время оставались безрезультатными» (Т. Пассек). Но вот, при случайных обстоятельствах, еще во время Великой Отечественной войны, в Выхватинцах обнаружен целый позднетрипольский могильник…
Результатом многолетних раскопок стало обнаружение бесценных артефактов, на основании которых in situ (в контексте – «на месте») сделан ряд важных выводов.
В частности, установлено, что у трипольцев (по крайней мере, у поздних) наблюдались признаки развивающегося патриархата. Особенности погребального обряда, найденный инвентарь указывали на связи поздних трипольцев со скотоводческими племенами эпохи бронзы (III – начало II тыс. до н.э.). Таким образом, и в рассматриваемый период, как стало очевидно, Приднестровье являлось зоной интенсивного общения между отдельными племенами и культурами.
Трипольцы славились как умелые гончары. Созданные ими изделия до сих пор потрясают совершенством художественных форм. Коллекция из Выхватинцев (возраст – около пяти тысяч лет) пополнила музейный фонды СССР. Что характерно: мотивы росписи, особенности орнамента временами весьма напоминают молдавские (использование волнистой линии, ромбов, образ мирового древа…), впрочем, как и общемировые.
Преемственность поколений, таким образом, наглядно проявляется здесь, в Выхватинцах. Т. Пассек пишет: «Трипольские племена, селившиеся по Днестру с самого раннего этапа развития этой культуры, продолжали жить на прежних местах и в самый поздний период».
Николай Феч.