1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Дурные предзнаменования

Российские, украинские, а также западные журналисты забили тревогу по поводу молдавской агрессии в Приднестровье уже в марте 1992 года.


В №11 газеты «Московские новости» вышла статья «Каждой республике – свой Карабах?» за авторством Александра Какоткина. «Большинство признаков «карабахизации» конфликта в Приднестровье уже налицо, – писал он. – Есть свой Ханкенди – Степанакерт, то есть Дубоссары. Правда, есть и принципиальное отличие: конфликт между Кишиневом и Тирасполем носит скорее политический, чем межнациональный характер». Основное предсказание журналиста, к сожалению, воплотилось в жизнь: «Боюсь, что будет большая кровь. Если Карабаху потребовались годы, чтобы от отдельных перестрелок перейти к боям с участием бронетехники, в Молдове подобный «прогресс» был достигнут всего за четыре месяца. Еще не факт, что противникам удастся легко выйти из нынешнего противостояния».

«No Dubosaran!» – под таким заголовком, отсылающим к хрестоматийному лозунгу «но пасаран», появился очерк Кирилла Светицкого в №12 газеты «Собеседник». «До поездки в Приднестровье воспринимал стоящие вокруг лесом национальные вопросы как некую данность бывшей страны, – отмечает он. – Объективную необходимость, с которой приходится мириться. Но оказалось, что можно успешно сопротивляться ей. Не бежать, подобно испуганным совкам, в «места компактного проживания», а упереться обеими ногами в землю и послать озабоченных национальным вопросом «по матушке» на любом известном вам языке. ПМР существует. А Молдовы, какой она была до образования новой республики, не будет больше никогда. Есть такая песенка: «Фарш невозможно провернуть назад…». Печальная реальность, с которой трудно не согласиться любому здравомыслящему человеку».

В 1992 году, как и сейчас, в прессе было место фейкам. Тогда их называли более просто – «Заведомой ложью» (так назвали ее в «Днестровской правде»). В №65 газеты «Известия» опубликовали информацию о том, что Председатель ВС ПМР Григорий Маракуца якобы сообщил о «готовности ПМР признать Республику Чечня и установить с ней межгосударственные отношения». Ложная информация явно была направлена на еще большую дестабилизацию ситуации в республике и возможное осложнение отношений с РФ. Это сообщение появилось в период пребывания в ПМР и Молдове делегации российского парламента.

Еще одним примером оголтелой лжи могла служить интерпретация молдавскими СМИ 30-летней давности нападения на туристский автобус, следовавший рейсом Харьков-Стамбул. Там обвинили в этом гвардейцев Приднестровья. Однако, как это было на самом деле, рассказали сами пострадавшие. «14 марта, где-то в начале седьмого, отряд опоновцев обстрелял у села Роги, что в Дубоссарском районе, автобус с туристами-харьковчанами, – писал Владислав Маринов в «Днестровской правде». – Остановлен он был шипами специального заграждения, и по нему сразу же открыли огонь. Попробовали выбрасывать белый флаг, но стрельба не прекращалась. Тогда три женщины, рискуя жизнью, вышли из автобуса, чтобы показать, что в нем находятся мирные пассажиры. Стрельба на какое-то время прекратилась, но когда люди стали выходить и бежать в противоположную сторону, по ним снова был открыт огонь. При обстреле погибли двое. Часть группы, примерно человек двадцать, стала пробираться полями, так как никто не был уверен в безопасности. Двинулись в направлении Гоян, потом водитель личного автомобиля забрал раненую девушку и вызвал автобус, на котором группа и добралась до Рыбницы. Здесь харьковчан накормили, разместили на ночлег. 16 марта Рыбница проводила группу туристов из Харькова. Харьковчане заверили, что расскажут об агрессии Молдовы всей Украине».

Успели пострадать в марте от необдуманных действий опоновцев и европейские журналисты. «Съемочная группа швейцарского телевидения в составе Кристофа Мюллера, Адриана Цшокке, Наталии Вуколовой, используя объявленное перемирие, прибыла в район боевых действий на кошницкий перекресток, – пояснили они в своем протесте против действий ОПОН. – С 12:00 мы находились в окопе под непрерывным огнем со стороны села Кошница».

Ранен был в Приднестровье фотокорреспондент газеты «Голос Украины» Александр Гляделов. С первых дней он оказался в гуще событий и при захвате формированиями Молдовы воинской части СНГ в Кочиерах был ранен выстрелом в ногу. «То, что я видел, пережил и слышал 3 и 4 марта, то, что рассказали мне участники и очевидцы предыдущих кровавых событий, убеждает: действия сил Приднестровья в районе Дубоссар носят характер вынужденной обороны. Зачастую обороняющихся, в том числе безоружных и посторонних, просто расстреливают из засад».

Ксения Мяло, известный политолог и уроженка Рыбницы, в №11 газеты «Новое время» опубликовала статью «Три варианта: один хуже другого». «Кровопролитие в Дубоссарах, начавшееся 2 марта, то есть именно в день принятия Молдовы в ООН, в этом смысле может – подобно убийству на свадьбе – считаться дурным предзнаменованием как для самой ООН, так и для потенциальной молдавской государственности. Молдова, в отличие от Югославии, к моменту развития конфликта на ее территории не была объектом международного права, да и сама эта республика, собственно, не обладала никакой государственной историей – за исключением той, которую прожила в Союзе ССР, актами которого и была создана». В итоге Мяло предрекала снижение в мире авторитета ООН, а также три варианта разрешения конфликта. Первым и наименее вероятным она называла «отказ руководства Приднестровья от борьбы и принятие предложенного статуса свободной экономической зоны. Наступает краткое затишье, которое быстро сменится новым и еще большим обострением». Вторым и маловероятным – признание политической субъектности Приднестровья лидерами СНГ, молдавского и российского руководства. Третий и весьма вероятный – «Приднестровье готовится к сопротивлению с элементами партизанской войны и участием добровольцев из России и Украины. Ответом становится активизация Румынии, а следовательно – глобализация конфликта, развитие его в карпато-балканский». В действительности до таких масштабов не дошло, но агрессия Молдовы, как мы знаем, случилась.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив