Информация в газете «Приднестровье» о намерении передать дендрарий столичной администрации побудила меня высказать свое отношение к этому вопросу.
Немного истории. Впервые о дендрарии, являющемся базовым объектом Ботанического сада, говорится в решении ученого совета Молдавского научно-исследовательского института орошаемого земледелия и овощеводства (МолдНИИОЗиО). Началом Ботанического сада следует считать 1959 год, когда в МолдНИИОЗиО была образована лаборатория цветоводства, и началась закладка дендрария.
Исследования велись по двум направлениям – цветоводство, которым руководила В. Лучникова, и дендрология, возглавляемая В. Денисовым.
Инициатором закладки дендрария является первый директор МолдНИИОЗиО, Герой Социалистического Труда Прокофий Игнатьевич Дворников.
Было высажено более 45 тысяч древесных и кустарниковых пород, 13 тысяч кустов роз. Собрана уникальная коллекция редких пород – 886 наименований. Затраты на создание дендрария превысили 2,5 млн рублей. Посадку проводили в виде ландшафтных композиций пейзажного и частично регулярного стилей.
В восьмидесятые-девяностые годы дендрарий приобрел исключительную красоту, возросла его значимость как научного центра. В 1976 году Постановлением Совета Министров МССР дендрарий взят под государственную охрану. Он стал базой для научных исследований по вопросам озеленения городов Молдавии и маточным садом для получения семян и черенков для декоративных питомников.С началом «перестройки» закончилось время процветания и благополучия. Возникла угроза утраты всего, созданного трудом многих поколений.
В1992 году дендрарий преобразован в Государственный ботанический сад. Однако без должного финансирования коллекционный фонд зарос и одичал. В конечном счете было потеряно 318 из 886 видов и форм деревьев и кустарников. Знания и опыт ученых остались невостребованными.
Сегодняшнее участие государства в активизации работ по освобождению окраинных участков дендропарка от зарослей дикорастущих и малоценных деревьев и кустарников можно только приветствовать. Но это – для начала. Освобожденные площади должны быть заняты новыми молодыми образцами коллекционных растений по дендроплану, разработанному научными сотрудниками. Посещение Ботанического сада должно быть контролируемым и экскурсионным. В противном случае чрезмерная рекреационная нагрузка погубит весь позитив и созидательный труд науки.
Ботанические сады всего мира относятся к особо охраняемым территориям заповедного фонда. Об этом нельзя забывать при принятии того или иного решения.
Ботанический сад – объект республиканского значения, и передавать его в ведение муниципальных властей недопустимо. От этого пострадают все. А в первую очередь – наука. Ботанический сад, где главное – это редкостные растения, превратится в очередное место для гуляний и развлечений.
Игорь Ильин, кандидат сельскохозяйственных наук, почетный член Докучаевского общества почвоведов (Москва) и Тираспольского городского совета ветеранов.
Фото Виктора Громова.