Кто впервые использовал эпитет «Канны» применительно к Ясско-Кишиневской операции, начавшейся 78 лет тому назад с лежащего напротив Тирасполя на правом берегу Днестра Кицканского плацдарма, уже трудно сказать. Спустя 20 лет после свершившегося, в издательстве «Наука» вышел сборник воспоминаний ряда непосредственных участников той наступательной операции под редакцией Маршала Советского Союза Родиона Малиновского – командующего в августе 1944 года 2-м Украинским фронтом. Он так и назывался – «Ясско-Кишиневские Канны». Среди соавторов были еще два Маршала Советского Союза: Сергей Бирюзов и Матвей Захаров. Второй из них и Великую Отечественную встретил в наших местах в качестве начальника 9-й армии, которая была основой в предвоенные годы Одесского военного округа, а после нападения нацистской Германии и ее союзников на Советский Союз стала фундаментом для выстраивания Южного фронта. В 1944 году во время проведения Уманско-Ботошанской и Ясско-Кишиневской операций Матвей Васильевич вернулся в Молдавию уже в должности начальника штаба 2-го Украинского фронта. Сергей Степанович Бирюзов участвовал в «Ясско-Кишиневских Каннах» как начштаба 3-го Украинского фронта.
Так почему все-таки Канны? В 216 году до нашей эры во время второй Пунической войны карфагеняне под предводительством Ганнибала окружили и уничтожили численно превосходящие войска под командованием римских полководцев Теренция Варрона и Павла Эмилия. В предисловии к книге «Ясско-Кишиневские Канны» сказано, что мысль устроить что-нибудь похожее надолго завладела умами военных теоретиков, в том числе и начальника германского генштаба Альфреда фон Шлиффена, который разрабатывал план ведения немецкими войсками Первой мировой войны. «Альфред фон Шлиффен… считал «Канны» основным способом достижения победы и, заимствуя у Ганнибала форму построения боевого порядка – создание сильных флангов, подчеркивал, что для всякого вида «Канн», как само собой разумеющееся, необходимо иметь превосходство в силах. Тем не менее попытки последователей Шлиффена осуществлять окружение противника в годы Первой мировой войны неизменно терпели крах. И это, конечно, не случайно. В эпоху начавшейся индустриализации и создания многомиллионных армий требовался уже иной подход к реализации идеи «Канн». Прежде всего, нужны были эффективные средства воздействия на тактическую и оперативную глубину обороны, а также средства, обеспечивающие высокие темпы наступления. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, гитлеровская пропаганда трубила, что называется, на всю вселенную, будто одни лишь нацистские генералы являются специалистами по части «Канн». А что оказалось на деле? Начиная с битвы на Волге, они не вылезали из «котлов» и делили там трагическую участь своих войск. В недооценке противника, точнее, Советской Армии и ее командного состава, и заключалась одна из причин того, почему для гитлеровского военного руководства идея «Канн», которой оно отвешивало поклоны, оказалась несбыточной».
Зато в августе 1944 года совершенное более двух тысяч лет тому назад военное чудо стало явью во время Ясско-Кишиневской операции. Как известно, «Канны XX века» стали продолжением Одесской и Уманско-Ботошанской наступательных операций весны того же 1944-го. Во время первой был освобожден юг нынешней Приднестровской Молдавской Республики, включая и ее столицу город Тирасполь. В период Уманско-Ботошанской был очищен от оккупантов север республики. Кроме того, в ходе этой операции Красная Армия вступила на территорию Румынии. В первых числах апреля 44-го советские войска готовились к взятию Ясс. Но незадолго до 12 апреля неожиданно войскам была продиктована директива из Москвы остановить наступление. Родион Малиновский, сменивший Ивана Конева в должности командующего 2-м Украинским фронтом (в мае 1944 году Иван Степанович Конев вступит в командование 1-м Украинским фронтом), в цитируемой нами книге пишет: «Неожиданно из Москвы раздался телефонный звонок. Командующему 2-м Украинским фронтом Маршалу Советского Союза И.С. Коневу рекомендовали приостановить наступление. Его ставили в известность о том, что 12 апреля Советским правительством будет предъявлено правительству Румынии шесть условий перемирия». 12 апреля – день, когда был освобожден Тирасполь и заняты потенциальные плацдармы для развития дальнейшего продвижения войск, включая и освобождение Бендер. В не раз переиздававшемся сборнике «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы», включая и первое его издание образца 1946 года, приводятся эти шесть предложений румынскому правительству:
- Разрыв с немцами и совместная борьба румынских войск и войск союзников, в том числе и Красной Армии, против немцев в целях восстановления независимости и суверенитета Румынии.
- Восстановление советско-румынской границы по договору 1940 г.
- Возмещение убытков, причиненных Советскому Союзу военными действиями и оккупацией Румынией советской территории.
- Возвращение всех советских и союзных военнопленных и интернированных.
- Обеспечение возможности советским войскам так же, как и другим союзным войскам, свободно передвигаться по румынской территории в любом направлении, если этого потребует военная обстановка, причем румынское правительство должно оказать этому всемерное содействие своими средствами сообщения как по суше и воде, так и по воздуху.
- Согласие Советского правительства на аннулирование Венского арбитража о Трансильвании (по решению Венского арбитража от 30 августа 1940 г. Румыния должна была уступить Венгрии половину Трансильвании. – Прим.) и оказание помощи в деле освобождения Трансильвании.
«Канны» в наших местах должны были случиться еще в апреле-мае 1944 года. Все для этого было готово. Но мы тогда предоставили право подумать противной стороне. За прошедшее с 12 апреля по 20 августа 1944 года время враг пытался создать на линии, где остановились советские войска, крепкую оборону. Были неоднократные попытки локальных контратак. Но все это закончилось на Кицканском плацдарме 20 августа 1944 года в 8:00, когда началась артподготовка. Итогом операции станет окружение и разгром крупной группировки врага. Будет освобождена полностью Молдавская ССР, а один из вернейших союзников Гитлера выйдет из войны на стороне нацистской Германии, как ему и предлагалось несколькими месяцами ранее.
Александр Никитин