1.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Та, что меняет пространство

Девушка с густой копной курчавых русых с рыжей прядью волос вошла в корреспондентскую. Маленькие, еле заметные следы от красной краски в волосах придавали девушке дополнительный шарм. Я никогда не видела ее прежде, но была немного знакома с ее необычными работами, наслышана о ее творческих проектах.


И потому была просто уверена (знала – и все), что и внешне, и внутренне этот человек необыкновенен. Неформален, в хорошем смысле слова. И будто слеплен из другого теста, сплетен из иных материй, нежели большинство из нас. Интуиция не подвела.

Александра Новак оказалась именно такой. И даже лучше, чем могло нарисовать мое воображение. Яркая и, чего уж там, красивая внешне, мыслящая нестандартно, грамотно говорящая. И наша беседа длиною в час пролетела для меня, как миг. Говорить, не наговориться. Так бывает, когда встречаешь наполненного, увлеченного и при этом простого, доступного, открытого человека.

А началось все с того, что в информационном пространстве мелькнула новость, что в нашем городе прямо сейчас происходит рождение фантастической красоты мурала (живопись на архитектурных сооружениях. – Прим. авт.). На стене тираспольского дома по улице Ларионова некая художница заканчивает работу над муралом по мотивам картин хорошо известного живописца, графика, одного из основоположников русского авангарда и нашего земляка Михаила Ларионова. Информации о самой художнице было мало, но я решила во что бы то ни стало найти ту, кто помог нашему Тирасполю сделать еще один неслабый шаг в сторону прекрасного. Гуляя по городу и видя грустные серые стены остановок ли, домов ли, заборов ли, всегда сетую: неужели так сложно позволить молодым художникам исправить эту серость? И вот новость о мурале в Тирасполе. И вот она, та, кто мыслит в том же направлении и, более того, умеет менять пространство, передо мной. А у меня к ней 101 вопрос…

– Александра, не люблю скучных вопросов, но иногда без них никуда. Чтобы было понимание, откуда ноги растут, расскажи, где ты училась?

– На кафедре декоративно-прикладного искусства Рыбницкого филиала ПГУ. Мы там занимались живописью, рисунком, композицией. Рядом с нами учились дизайнеры. И когда я окончила университет, то начала осваивать дизайн, а в Интернете находила для себя заказы. Так началось мое участие во многих проектах, связанных с культурой, искусством, стрит-артом. И мне, в принципе, нравится проектная деятельность, потому что это такой маленький кусочек жизни, когда все сконцентрированы, делают общее классное дело. Такая работа не позволяет выгорать, потому что результат виден достаточно быстро. А рисование мурала – это вообще некий медитативный процесс.

– На улице Ларионова не первый твой мурал?

– Кажется, четвертый или пятый. Я, честно говоря, не считала. Первый был в Рыбнице. Сама я родом из Слободзеи, но уехала учиться в Рыбницу, где какое-то время после окончания университета и жила. Через время мне захотелось большего пространства, и я переехала в Тирасполь. Но успела оставить «следы» в Рыбнице. Первый стрит-арт был околопартизанский. А когда начался карантин, мы с ребятами ездили на заброшенную скотобойню и рисовали там всевозможных коровок в стиле мемов. Следующей локацией была уже остановка в городе, возле детского садика моего сына. На стенах остановки можно было прочесть нецензурную брань. Решили исправлять. Жители района, пока мы работали, приносили нам мороженое, яблоки, деньги на краски. И восхищались результатом. Люди хотят видеть вокруг себя красоту. Мурал мы назвали «Рыбки для рыбки». С этой остановкой связана любопытная история. Оказалось, что она ничья. На мурал нам дал разрешение архитектор, и мы выполнили свою работу. После остановку поставили на баланс города. А до этого по своей инициативе за порядком здесь следила бабушка Аня, которая живет в доме напротив.

– Ваш мурал с рыбками притянул к себе изменение пространства в лучшую сторону?

– И не только этот. У нас был проект, связанный с правами детей. Этот объект размещается в частных дворах. И там тоже инфраструктура резко начала меняться: отремонтировали лестницы, перила, поставили баскетбольное кольцо. Думаю, люди понимают, что мурал — это искусство, и вокруг него должно быть красиво, достойно.

– Расскажи, как все срослось: работа по мотивам картин Ларионова на улице Ларионова?

– Когда мы рисовали рыбок на остановке, я дала интервью, в котором сказала, что у меня есть идея: на каждой улице города изобразить что-то, связанное с ее названием. Не портрет, а какую-то ситуацию, отрывок, вклейку стихотворения на доме, если, к примеру, это улица Маяковского или Ахматовой. Я даже распечатала информацию обо всех рыбницких улицах, получилась целая стопка листов. Так эта стопка и лежит… Но эта идея, видимо, прорастала все полтора года. И вот моя приятельница, директор ассоциации креативных индустрий Олеся Лунгу, приехав из командировки, рассказала мне, что в Эстонии люди очень заняты вопросом того, как выглядит пространство вокруг них, ценят творческих людей, не жалеют на это денег, не считают это чем-то второстепенным. «Вот грязная стена, нужно ее чем-то закрасить», – говорит наш менталитет. Нет, для искусства там выбирается не худшее, а лучшее. Там сначала ремонтируют стены, создают инфраструктуру, а потом появляется мурал. Олеся предложила мне стену своего дома для этого проекта.

– А ее дом стоит как раз на улице Ларионова…

– Верно, и мы сделали коллаж из работ Ларионова. Мурал наш получился очень теплым. Использовали желтый, красный, оранжевый и белый цвета. Михаил Ларионов – русский авангардист. Как я поняла, он был тоже хулиганистый в творчестве. И мы с ним не толкались амбициями, у меня не было мыслей: «О, я рисую работы другого художника, где здесь мое место?». Нет, было так: «Миша, ты прекрасен, твой кот такой классный! И я попробую передать ощущения, которые у меня возникли от соприкосновения с твоим творчеством». Мы остановились на его работах в неопримитивизме, потому что они простые, понятные, похожи на детские рисунки. И еще у нас была задача успеть до морозов. Буквально вчера я закончила работу, а завтра обещают морозы.

– Получать разрешение на этот мурал пришлось?

– Нет, если рисуешь на частном доме, нужно только согласие хозяев. Если же это государственная стена, то нужно идти к главному архитектору, утверждать. Здорово, когда власти открыты, а ты в рамках партнерства предлагаешь на безвозмездной основе подарить городу свое творчество. Чтобы город становился более самоидентичным.

– Но многие люди зажаты правилами. Нас с детства учат: нарушать правила плохо.

– Мне хочется думать, что люди прогрессивней, чем им самим кажется. И у меня есть давнишняя мечта сделать проект с бабушками, показать, насколько эти люди еще могут дать жару и удивить. Сделать свое пространство прекрасным и уютным, а не только смастерить что-то из пластиковых бутылок и покрышек. Хотя и это имеет место быть. О правилах: в Рыбнице мальчик сделал из мозаики небольшую собаку, и охранник школы позволил нам ее прикрепить на парапете. Но 1 сентября ее сняли. И мы на этом месте приклеили объявление: «Пропала собака по кличке Рекс. Она была собрана из 50 кусочков мозаики озорным мальчиком Ромой в честь своего пса, который погиб».

– Кому-то помешала мозаика? Посчитали, что это жуткое нарушение?

– Да, у нас не все могут отличить вандализм от стрит-арта. Потому что, когда мы пинаем горшки с цветами, и они разбиваются, – это вандализм. Когда мы портим памятники культуры – это вандализм. А когда мы к стене прикрепляем мозаику – это не вандализм.

– Это дарит людям ощущение, что город живой, что это их город…

– Верно, человек выходит за рамки своей квартиры, и такое пространство становится для него более безопасным, родным. Я понимаю, почему нас учат, что ничего нельзя. Это как Библия. В жизни светской тоже есть свод правил. Если дать безграничную свободу, все пойдут рисовать на стенах. Конечно, абсолютная свобода – плохо. Как и абсолютный запрет. Если найти золотую середину, будет здорово. Здорово, если власти будут содействовать и выделять пространство для самовыражения художников. Это даст людям ощущение свободы и причастности к их собственному городу.

– Саша, что дальше? Рыбнице повезло больше, там ты оставила часть своего творчества. Порадуешь столицу?

– Да, в Рыбнице на углу кофейни остался мой кот, прыгающий за летающей тарелкой. Кот и его тень. Местным понравилось. Мне как художнику, конечно, больше нравится рисовать свои идеи. Вот я создала первый собственный эскиз в этом году – волков. Мурал по этому эскизу остался в Рыбнице на стене гаража, напротив кофейни с котом. Этот стиль я хочу развивать и дальше. Сделать несколько эскизов и весной найти ресурсы, найти локацию. И пусть в этом месте тоже меняется пространство. Ведь мои муралы после того, как работа окончена, начинают жить своей собственной жизнью…


Татьяна АСТАХОВА-СИНХАНИ.

Фото из архива Александры Новак.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив