1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Отступил, сжегши мост

В ходу выражение «настоящий полковник», а предки могли бы сказать про Якова Кульнева: «Настоящий гусар». Пышные бакенбарды, кивер, доломан, перевязь… мужественные и вместе с тем, если судить по написанным при жизни портретам, чувственные черты, глаза, полные невыразимой грусти… В 1789 году, будучи двадцатишестилетним поручиком, Кульнев участвовал в покорении Бендерской крепости.

Спустя два с небольшим столетия, в 2017-м, у стен цитадели ему установили памятник, рядом с Витгенштейном и Барклаем-де-Толли, чьи имена известны читателю на порядок лучше. Органично ли вписался Яков Петрович в столь представительную компанию? Попробуем разобраться.


Родился Кульнев 5 августа 1763 года недалеко от деревни Клястицы Витебской губернии (где и погиб) в семье поручика Каргопольского карабинерного полка. Воспитывался в кадетском корпусе, по окончании направлен поручиком в Черниговский пехотный полк, затем – в Санкт-Петербургский драгунский.

В 1789-м участвовал в турецком походе, в осаде и взятии Бендер. Сохранилось описание того времени: «Крепость примечательна огромным рвом, который ее окружает. Она сдалась в ходе последней войны, потому что паша, командовавший в городе, и сераскер, который командовал лагерем за его пределами, враждовали друг с другом. Янычары же занимались в основном торговлей и дрожали за свои богатые магазины. Мы [российская армия] нашли здесь 300 пушек. Крепость была в изобилии обеспечена порохом, ядрами, рисом, едой».

В 1792-м Кульнев участвовал в боях, связанных с подавлением восстания Тадеуша Костюшко в Польше. Спустя два года переведен в Переяславский конно-егерский полк. Служил в корпусе графа Суворова-Рымникского. Отличился при штурме предместья Варшавы – Праги. В 1794-м произведен в ротмистры, а всего через десять дней – в майоры.

По упразднении полка в 1797-м переведен в Сумский гусарский полк, в 1806-м – в Гродненский гусарский. Участвовал в сражениях против французских войск в Пруссии. Особенно отличился в стычках с отрядами генерала Зайончека. В 1807-м произведен в подполковники.

В авангарде русской армии Кульнев двумя эскадронами атаковал отступавших французов маршала Нея и взял в плен 110 человек. Продолжая преследовать неприятеля, захватил обоз. Французы выслали три эскадрона чтобы его отбить. Тогда Яков Петрович, не имея средств отражать натиск, приказал подорвать обоз. «Страшный треск произвел тревогу в обеих армиях». Кульнев рассеял французские эскадроны и отступил, потеряв 13 гродненцев. За этот бой его наградили орденом Святого равноапостольного князя Владимира IV степени. За храбрость, проявленную во Фридландском сражении, награжден орденом Св. Анны II степени.
В ходе русско-шведской войны награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1808-м представлен к чину генерал-майора.

По заключении в сентябре 1809 года мира со Швецией командовал Белорусским гусарским полком и авангардом Молдавской армии. В 1810 году, переправившись через Дунай, участвовал в боях при блокаде и сдаче Силистрии. Под Шумлою сбил неприятеля с высот и занял их. Затем двумя полками гусар атаковал турецкую кавалерию – 6 тысяч всадников под предводительством Великого Визиря.Командовал отрядом пехоты и кавалерии при взятии Рущука. За сражение при Батине Кульневу пожалована золотая сабля с алмазами. В январе 1811 года стал командиром Гродненского гусарского полка.

В 1812-м Яков Петрович в составе корпуса графа Витгенштейна участвовал в боях по защите от неприятеля дороги на Петербург. В первые же дни восемь часов защищал Вилькомир, позволив главным силам отойти, и отступил, сжегши мост. 2 июля 1812 года переправился с двумя полками и артиллерийской ротой через Двину, чтобы произвести разведку, застал врасплох два французских полка, разбил их, оставив до 300 французов ранеными и убитыми, и еще 200 пленил, среди прочих генерала де Сен-Женье. 13 июля вновь рассеял несколько французских отрядов, взяв в плен 432 человека. 17 июля 1812 года у деревни Клястицы вытеснил французов из местечка Якубово, 19 июля в Клястицком бою взял 900 пленных и весь обоз маршала Удино, затем, преследуя неприятеля, переправился через Дриссу.

Бесстрашный генерал, истинный гусар, Кульнев получил 1 августа смертельное ранение при Клястицах и, таким образом, стал вторым после Модеста Окулова погибшим в войне русским генералом. Сохранился рисунок Орловского, сделанный тогда же, в 1812-м, на котором запечатлена смерть Кульнева. После переправы через Дриссу во время дневного боя генерал попал в засаду. Артиллерия французов расстреливала отряд Кульнева с господствующих высот. Сам он был поражен пушечным ядром, потерял обе ноги, когда, стоя у пушки, командовал артиллеристами, прикрывавшими отход русских войск. Чувствуя близкую смерть, Яков Петрович, по воспоминаниям очевидцев, снял с себя ордена и, передавая их стоявшему вблизи офицеру, сказал: «Возьмите, спрячьте сии знаки… Пускай враги не порадуются, увидя в охладевшем трупе моем не генерала русского, но простого воина». Человек титанической воли, он и на этот раз словно сжигал мосты, расставался с жизнью, заботясь исключительно о славе русского оружия.

Огромное влияние на Кульнева оказала личность Суворова, которого он хорошо знал. Яков Петрович следовал заветам великого полководца, жил по-спартански. Все силы посвящал воинскому искусству. Семьи так и не создал, полученные за службу деньги пересылал родственникам, из-за чего постоянно нуждался. В войсках его любили за храбрость, справедливость, заботу о подчиненных. Пример Кульнева быстро стал образом русского офицера в широком смысле. Уже в 1817 году была издана книга «Дух генерала Кульнева…». Эпиграфом служила цитата из приказа самого Якова Петровича: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает, и оживает в потомстве».

Как отмечал на открытии памятника в 2017 году Президент ПМР Вадим Красносельский, «времена проходят, появляются новые герои, новые защитники Отечества. Наша задача – помнить героев родной земли, кто ценой своей крови отстоял мир».


Михаил Фернет.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив