-1 C
Тирасполь
Среда, 27 ноября, 2024

Популярное за неделю

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Волшебство от «Типара»

В цехах этого предприятия можно увидеть как абсолютно новое...

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Солнечное искусство Виктора Завьялова

Этого события рыбничане ждали с нетерпением, как ждут встречи...

Когда сказка стала былью

Прошлогодняя публикация в нашей газете «Ботанические страсти», в которой рассказывалось о планах передачи республиканского ботанического сада столичным властям, вызвала достаточно большой резонанс.

И вот не так давно было принято компромиссное решение. Часть ботсада станет городским дендрарием, но будет сохранен и собственно республиканский ботанический сад как научное учреждение.


За ним из прежних 20 гектаров сохранится четыре с половиной. Два гектара – это питомник. Плюс еще два с половиной – заброшенные участки, которые, по словам представителя республиканского ботанического сада Валерия Ивановича, в настоящее время приводят в порядок для обновления коллекции растений. Также в ведение сада перешло здание бывшей лаборатории генетики Приднестровского научно-исследовательского института сельского хозяйства. «Там необходим серьезный ремонт. Нужно создать заново научную базу – теплицу, парники, площадку для контейнерных растений. Работы очень много, но мы полны оптимизма благодаря помощи министерства сельского хозяйства и природных ресурсов. Сегодняшнее его руководство идет нам навстречу, оказывая максимальную поддержку. Без нее энтузиазма у нас было бы поменьше», – рассказал в интервью наш собеседник.

Что касается передачи большей части прежней площади ботанического сада на баланс города, были опасения за коллекцию экзотических растений. Но, как заметил собеседник, теперь эти треволнения позади. По описи дендрарий принял более 12,5 тысячи растений. По словам Валерия Ивановича, есть договоренность, что ученые ботсада будут консультировать работников тираспольского «Спецзеленстроя» по уходу за представителями чужестранной флоры. Есть и огромный плюс в этой реорганизации. «Сил у нас недостаточно. Основная наша функция – научная работа. Штатная численность и финансирование, как у научного учреждения. Занимаемся интродукцией (адаптация к местным условиям. – Прим.) растений, которые были бы пригодны не просто для озеленения, а для украшения наших населенных пунктов, – заметил директор научного учреждения. – Этой работой мы занимались дополнительно к приведению в порядок и содержанию дендропарка, что для нас просто уже непосильно. Последние годы были практически на издыхании. У местных властей больше возможности облагородить территорию – вымостить дорожки, установить лавочки».

Коллектив ботсада взялся два года назад интродуцировать за пять лет 54 новых вида растений, которых не знавал еще дендрарий. За это время «понравилось у нас» 27 видам. «С остальной половиной придется еще поработать. Изучаем агротехнику культивирования этих растений», – пояснил наш собеседник.

Республиканский ботанический сад готов предоставить первородный «зеленый материал», но его насаждения недостаточны для того, чтобы в населенных пунктах появились новые диковинные растения, красиво и густо цветущие, к тому же нестандартно выглядящие в безлиственном состоянии. Ботанический сад на это не рассчитан. «У нас занялись озеленением городов, но никто не задается вопросом, где брать посадочный материал. В бытность Советского Союза при каждом лесхозе и каждом «Спецзеленстрое» был свой производственный питомник. У нас питомник научный, что говорит об ограниченных объемах. Масштабировать нужно в производственных питомниках», – считает Валерий Иванович.

Среди тех самых 27 видов растений специалист ботсада Галина Дмитриевна выделила в первую очередь понцирус трехлисточковый. Это самое морозоустойчивое растение семейства цитрусовых. Он идеальный «подвой» для культурного лимона, а также основа для многочисленных гибридных форм, плоды которых присутствуют в магазинном ассортименте стран, отвыкших от обычных апельсинов, мандаринов или грейпфрутов. На основе понцируса трехлисточкового, например, выведен цитрамон (не путать с созвучными таблетками. – Прим.), цитранж, цитрандждарин и т.д. Сам же плод первоосновы культивируемых цитрусовых не стоит пробовать – горек. «Плоды некрупные, меньше куриного яйца и горькие. Но очень интересный цвет, запах. И вообще, это экзотика. Понцирус трехлисточковый будет украшать городские улицы и зимой, не имея ни листьев, ни цветов, ни плодов. У этого колючего невысокого деревца оригинальный вид», – рассказала Галина Дмитриевна.

В питомнике ботанического сада также ведутся работы над двумя видами растений рода перовския. Их считают полукустарниками, но в наших условиях они вымахивают до полноценных кустарников. Лаванда, которая стала популярна среди любителей фотосессий, благодаря плантациям в Дубоссарском районе, близкая родственница перовскии, тоже растение из семейства яснотковых. Конечно, на вкус и цвет, как известно, товарищей редко сыщешь, но многие биологи и садоводы-любители считают, что перовскии выглядят более эффектно, чем лаванда – сонм стройных метелок небесно-голубого цвета с ароматом куда более приятным, чем самшитовые кусты, хотя последние являются наилучшим абсорбентом для автомобильных выхлопных газов и прочих неполезных для человека городских выбросов. Перовскии за рубежом зовутся «русским шалфеем». Причем на всех возможных языках. Латинское же имя рода – дань уважения оренбургскому губернатору Василию Алексеевичу Перовскому (1795-1857 гг.).

Еще одно растение семейства яснотковых, которое сейчас размножают в питомнике ботанического сада, – кариоптерис кландоненский. Это искусственно выведенный гибрид путем скрещивания нескольких видов дикорастущих в странах Восточной Азии кариоптерисов. Цвести этот кустарник начинает в середине июля, когда другие растения от жары уже имеют не совсем приглядный вид. Своими небесно-голубыми цветами он будет радовать глаз до ноября, а если учитывать, что зимы у нас мягкие, то вполне возможно, что и далее. Разрастается достаточно буйно, но при этом смотрится аккуратно и очень эффектно. Стоит сказать, что эти, как и вышеупомянутые родственники лаванды, весьма неприхотливы и к погодным условиям, и к почве.

Среди новинок, которые пытаются ученые республиканского ботанического сада приобщить к нашим условиям, – гибрид травянистых и древесных пионов. Отличия этих растений от привычных нам их сородичей Галина Дмитриевна описала так: «Стройный куст. Причем расцветка цветов нетрадиционная для пионов – оранжевая, желтая». Также ведется работа над двумя видами кипарисов – аризонским и луизитанским. Не без успеха проходит интродукция двух сортов граната – Гюлейша и Крамского полосатого. Первый из них азербайджанской селекции, а второй выведен учеными из Никитского ботанического сада в Крыму. «Они у нас в прошлом году уже плодоносили. Мы пытаемся их размножить. Применяем разные методы черенкования. Высаживаем и весной, и осенью. Укутываем по-разному на зиму», – заметила ученый.

В планах выставить на всеобщее обозрение водные растения, для чего необходим небольшой пруд. Коллекция их постоянно пополняется, но пока что представители «мокрой» флоры находятся в различных сосудах – ведрах, тазах.

Кроме интродукции экзотических растений республиканский ботанический сад занимается еще одним очень важным делом. В настоящее время в коллекции 40 видов, внесенных в Красную книгу ПМР. Причем есть и те, которые в дикой природе уже не встречаются. Ученые ботсада не только сохраняют редкие и исчезающие растения у себя, но и пытаются вернуть их в естественную среду. Заместитель директора сада рассказала о склоне у Днестра в районе Григориополя, где ученые обнаружили нетронутый человеком уголок краснокнижной растительности и решили дополнить его из своей коллекции. «Есть у нас в республике территории, которые аграрии физически не могут освоить. Это «самоохраняемая» территория, где даже скот не пасут: есть опасность, что животные скатятся в Днестр. Там только наши научные сотрудники умудряются работать», – подчеркнул представитель ботсада. Что касается краснокнижного участка в самом ботаническом саду, он неприметен. Его сознательно приводят в такое состояние, обрывая появляющиеся яркие соцветия. Он и должен быть максимально неприметен, чтобы любители букетов не повырывали растения с корнем. К слову, заметила Галина Дмитриевна, в этом году сказка «Двенадцать месяцев» стала реальностью – подснежники зацвели под Рождество. О редких и исчезающих растениях из коллекции республиканского ботанического сада подробнее расскажем в материалах нашей рубрики «Красная книга Приднестровья».


Не так давно, 20 марта, исполнилось 25 лет, как первый глава нашего государства подписал распоряжение о создании республиканского ботанического сада, который к тому времени уже существовал. Президентским решением юридически закреплялась обособленность от ПНИИСХ (Приднестровского научно-исследовательского института сельского хозяйства). История же ботсада восходит к далекому 1959 году, когда директор института Прокофий Игнатьевич Дворников (академик АН МССР и член-корреспондент ВАСХНИЛ – Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, Герой Социалистического Труда) убедил республиканское руководство в необходимости создания на территории НИИ участка с декоративными растениями-интродуцентами. На базе Молдавского НИИ орошаемого земледелия и овощеводства (так в послевоенные годы назывался институт) проводили разного рода международные конференции и семинары. Дендропарк стал своего рода визитной карточкой этого научного центра.


Кирилл Нефёдов.

Фото: www.ru.wikipedia.org

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Чем живёт молодёжь?

На площадке Администрации Президента состоялась встреча руководителя страны с...

Инспекция Президента. Бендеры

Глава государства побывал с рабочей проверкой в Бендерах. Он...

Погода ярмарке не помеха

Так совпало, что День города в Рыбнице и выставка-ярмарка...

Нам есть что показать и чем гордиться

Экспертная комиссия ТПП ПМР посетила в Рыбнице два крупных...

Побратимы

Материалы о жизни республик – побратимов Приднестровья. У нас в...

Архив