19.8 C
Тирасполь
Суббота, 27 апреля, 2024

Популярное за неделю

Сила–в единстве

Первыми гостями нашего нового проекта «Экспертный клуб» стали представители...

Дашина молодость

Годы больших испытаний, выпавших на долю нашего народа, выдвинули...

Мирная жизнь фронтовичек

Наша постоянная читательница Надежда Гарага из села Фрунзе Слободзейского...

Урок истории от Президента

Глава государства провёл очередной открытый урок истории «Великая Отечественная...

Как маевка?

«Здравствуй, Лидка! Получила от тебя 2 письма, за которые большое спасибо. Но сразу не могла отписать, потому что мне их только сегодня, т.е. 8 мая, Валя Сокотыло принесла… Как у тебя дела на любовном фронте? Как маевка? Пиши все новости, какие есть… Извини за почерк – пишу на книжке… Ну пока. Жду. Пиши. Целую. Надя».


Таковы фрагменты переписки сестер Хархалуп, Надежды и Лидии. Письмо написано в мае, 41 год назад, за год до рождения автора этих строк. Ворох пожелтевших, полуистлевших писем, «зачитанных» мышами до дыр, я нашел на полу в заброшенном сельском доме (более подробно предыстория изложена в «Письмах маленького человека», «Приднестровье» от 4.03.2023 г.). Но тогда, в первый раз, взять сами документы постеснялся, ограничился тем, что переснял некоторые. Затем навел справки в администрации Валя-Адынки, где мне подсказали телефон Лидии Васильевны. Как оказалось, фамильную усадьбу она продала. Чтобы я собрал уцелевшие письма, не возражала.

И вот я – обладатель уникальных свидетельств бытового, этнографического характера. Да что там – свидетельств человеческих судеб; из тех времен, когда в ныне разрушенном, необитаемом доме жизнь текла рекой. Под одной крышей, у очага, собирались родители, Василий Алексеевич и Нина Кирилловна, бабушка Гашица (Агафья Софроновна) и дочери, Лида с Надей.

В конце 70-х Надежда поступила в Дубоссарское ГПТУ-38, стала участницей оживленной переписки с родными и друзьями. Ей писали ребята, однокурсники из десятков населенных пунктов Молдавии, Украины, России. Среди обратных адресов – Березовка, Баштанково, Триграды Одесской области, Кунича, Рашков, Хрустовая (МССР), поселок Зеленое (включен в городскую черту Кривого Рога), Калинин (Тверь), Котовск, Кишинев, Москва…

Однокашники тянулись к Надежде, общительной, веселой, делились своими юношескими планами, рассказывали, как живут. Благо, писали в то время все (один из адресатов признается, что за день настрочил пятнадцать писем). Строки полнятся мыслями, чаяниями молодых людей, и порой кажется, сама весна, первомайское настроение выплеснулись на бумагу. На одной открытке так и написано: «Сердечные поздравления в день международной солидарности».

Однако послания, конечно же, неформальные, в них нет и намека на «официоз». Так что, пускай не критикуют «совок». Народ был отнюдь не зашоренным, пусть и ходил на демонстрации, трудился в колхозе…

Не претендуя на исторические обобщения, не указывая фамилий, приведем несколько забавных моментов из переписки – ярких примеров эпистолярного жанра, искрометного, жизнеутверждающего слога.

«Здравствуй, Надя! С весенним приветом к тебе Сережа! У меня дела в школе и дома идут хорошо… После уроков загораем на солнце или ходим по Рашкову. В воскресенье ходили в лес за подснежниками. Должны были показывать кино «Четыре мушкетера», но не показали. Несколько раз давали концерт артисты из Хрустовой…».

«Привет из Баштанково! Здравствуй, моя дорогая подруга! Пишет тебе Валя. Да, я знаю, что долго не писала. Мы садили картошку, ты сама понимаешь: пришло лето. Сейчас в селе очень хорошо, танцы, кина (так в оригинале) хорошие, такие как «Испытание любви», очень хороший фильм. Когда у вас будет, обязательно посмотри «Свет погасших костров», «Картуш», «Последний выстрел», «Она и дьяволы»…

«Привет из Котовска! С приветом к тебе Света. Надька, ты знаешь, что у меня новость – я перекрасилась в белый цвет. Мать говорит, чтоб я восстановила обратно, но я не хочу. Вот так. Ты знаешь, что с парнем, с которым я помирилась, я забалдела полностью. Каталась с ним на «Яве», хожу на танцы и в лес… И вот этому парню (его зовут Алеша) я решила немного поиграть на нервах. И вот что я сделала. Двадцать шестого у нас были танцы. Я пошла с другим парнем, Витей, с ним я раньше встречалась. На танцах был и Алеша. Он заревновал и дрался с Витей. Я тоже не отставала, дралась тоже, мне чуть фингал не поставили. Но все обошлось благополучно. Пришли «легавые» и драку прекратили. Нам троим, т.е. мне, Алеше и Витьке, чуть не дали по 15 суток. Но Бог (в оригинале – с маленькой буквы) нас миловал. Вот такие дела. Ты знаешь, у нас здесь нет такого комика, как ты, с которым посмеяться можно (до слез)… И вот когда я хочу смеяться, то всегда вспоминаю тебя, и тогда меня никто не может остановить… Не дождусь того дня, когда мы опять будем вместе. Но если мы приедем в училище, то все общежитие перевернем. Правда ж, Надя?».

А вот письмо младшей сестре Лиде (она в то время училась в школе, 1984 г.):

«Привет с Рашкова! Здравствуй, Лида! Пишу тебе я, Петр Иванович. Получил твое письмо и пишу ответ на уроке алгебры. Дела у меня идут хорошо. С арматы (армии?) пришел Мишка… Я лежал в больнице. У меня была физкультура, и я делал сальто. Но я неопытно упал и скривил себе носа (так в оригинале). Ударился носом об колено. Василий Петрович отвез меня в больницу. Я пошел на снимок. Снимок показал, что нос был без перелома и без трещины. Нос мне выровняли. Немного болело, но ничего, терпел. И сейчас вроде ровный, чуть-чуть еще кривой, если присмотреться. Но ничего, девки и с таким полюбят. Вот такие мои делишки. Такова моя судьба. А так жив и здоров…».

Идеология, с другой стороны, тоже была – это не вымысел «идеализирующих советскую власть». Сельская молодежь не только на танцы ходила. Вот доказательство:

«Здравствуй, Надя! С приветом к тебе я, Сережа. У меня дела идут хорошо. Ходим на уроки, а после уроков нечего делать. Смотрим кино, если идет по телевизору, а потом книги читаем. Я сейчас читаю книгу «Версты мужества». Очень хорошая, которая рассказывает о Великой Отечественной войне. И еще другие, но мне эта понравилась. Дом культуры еще не работает, и вечером смотрим кино (по телевизору), читаимо (диалектизм)…».

Горько сознавать, что эпоха канула в Лету. Что время, как любил повторять один наш коллега старшего поколения, неумолимо… Иных уж нет. Десять лет назад, как мне рассказали в Валя-Адынке, ушла из жизни Надежда Хархалуп, та самая, с которой подруга из Котовска собиралась «перевернуть общежитие». Вместо этого накренился отчий дом. ГПТУ-38 переименовали в Дубоссарский индустриальный техникум. Но тут, на исписанных аккуратным почерком листах, она все еще студентка, озорная, красивая, энергичная… «Правда ж, Надя?».


Михаил Фернет.

Фото http://fotokto.ru/

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

День в истории

27 апреля Все флаги в гости будут к нам Сегодня исполняется...

Профессионализм и человечность

Вот уже третий год в Приднестровье, как и в...

О «приднестровском ярославце» Юрии Ваксмане

Подписчик нашей газеты с самого первого её номера Владимир...

Книжка о Серёжке

Она написала книжку под названием «Удивительная страна, в которой...

Вопреки мнению

Сегодня многопрофильность у некоторых аграриев считается своего рода анахронизмом....

Архив