3.4 C
Тирасполь
Воскресенье, 22 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Магнолия Сьюзани другие впечатления

В студенческие годы мы с однокурсником увлекались Востоком (во многом – под влиянием прекрасного преподавателя Ларисы Юрьевны Ивановой). Как помнится, на этой почве произошел такой казус: я увидел в программе телепередач фильм «Монголия» и рекомендовал другу. Тот включил в положенное время телевизор и как раз застал название: «Магнолия». То есть я немного ошибся. И вот, спустя десятилетия, магнолия и Монголия вновь замаячили в моей судьбе.


Но обо всем по порядку. Недавно в троллейбусе ваш покорный слуга стал невольным свидетелем беседы тираспольчан. Один говорил, что дендрарий «превратился в пустыню, настоящую монгольскую степь». Другой уверял, что обновление, вырубка старых насаждений пошли парку на пользу. Я заинтересовался и решил запастись собственными впечатлениями, на случай, если и со мной кто-нибудь решит на данную тему подискутировать.

Театр начинается с вешалки, а дендрарий – с парковки и главных ворот. Несколько лет назад вход в парк сделали со стороны перекрестка «Одесская – Мира». Парковки я там не обнаружил, зато ворота и небольшая площадка со скамейками, и верно, присутствуют. Удобно! Особенно, когда ждешь других участников экскурсии. Но поскольку я никого не ждал, то и не стал долго засиживаться.

Ворота, на мой вкус, несколько вычурные – сочетание двух цветов (черного и золотого) – это уже перебор. Но тут могут быть разные мнения. Дальше – касса. Полная стоимость билета – 15 рублей, студенты и школьники платят в половинном размере, дошкольники – бесплатно.

К сожалению, никакой полиграфической продукции о парке в окошке кассы не предлагают. А жаль. Было бы здорово заручиться картой зеленых насаждений. Но ничего, думаю, наверняка в этом плане всё схвачено, и под каждой голубой елью заботливо помещена табличка. Примерно так.

Дендрарий ощутимо «помолодел». Он даже будто расправил плечи – пространство распахнулось веером. А всё потому, что значительную часть старых деревьев ликвидировали. Особенно это касается белой акации и других пород, буйно разросшихся под самым забором; благодаря им дендрарий и казался таким зеленым.

Деревьев, признаюсь, не хватает. Вдобавок стала хорошо видна оживленная трасса (она охватывает парк с двух сторон); не только видна, но и, соответственно, слышна. Абстрагироваться от городской суеты не очень-то получается. Но мне повезло: были наушники и несколько классических записей Бена Уэбстера (выдающегося тенор-саксофониста) образца 50-х.

Отрешившись от посторонних звуков, легче оценить «плюсы» дендрария в его теперешнем виде. Кругом немало саженцев. Я, конечно, не специалист, но вижу: есть и довольно редкие, и знакомые каждому орех с кленом.

Если говорить о долгожителях, в глаза первым делом бросается дубовая роща – что-то до двух десятков экземпляров, не старых, не молодых, высаженных примерно в те же годы, когда появилась моя музыка. Есть высокие ели, но выглядят они уж больно сиротливо. Есть и вовсе сухие, нераспустившиеся деревья. Большие площади элементарно остаются незанятыми, поросшими травой. Хотя попадаются и вполне себе окультуренные лужайки с лавандой и другим растениями.

Гуляя по парку, никак не мог избавиться от ощущения, что дендрарий переживает (переживал в недалеком прошлом?) далеко не лучшие времена и теперь спешно приходится наверстывать. Но, естественно, рук, средств, да и времени на всё не хватает. Какие-то саженцы не прижились, каким-то расти и расти… Несколько елок, несмотря на полив (шланг виден неподалеку), таки засыхают.

Мои познания в ботанике весьма скромные, поэтому я говорю «елка», а не, скажем, «ель Изели Фастигиата». Увы, никакие таблички с пояснениями, что и когда посажено, мною обнаружены не были. Вернее, два «указателя» всё-таки нашлись. Один из них со стрелочкой в направлении зеленой, свежеокрашенной будки. Второй… Вот тут-то я и воскликнул: «О, судьба!».

С радостью сообщаю, что разыскал в дендропарке магнолию! По счастью, садоводы оставили на саженце ярлычок, вместе с которым дерево продавалось: «Magnolia Susan». Магнолия Сьюзан, находим в Интернете, «привлекает садоводов нежной красотой своих соцветий и приятным запахом. Однако декоративное дерево требует специфического ухода, а потому его разведение поддается далеко не каждому».

Не сомневаюсь, нашим специалистам не только магнолия по плечу! Пройдет немного времени, и мы, жители города, сможем насладиться ее зрелой, полновесной красотой (для меня, как ни крути, магнолия – нечто особое).

В целом и общем, могу сказать, что облик парка, и в самом деле, меняется.

Органично вписываются в ландшафт сооружения из натуральных, природных материалов: скамейки, качели, беседки. Некоторые, правда, уже разваливаются: в беседке я видел отломанную (недавно сделанную) лавочку. Если говорить о чистоте на дорожках и обочинах – ни бумажки, ни соринки. Впрочем, других посетителей в тот день я не приметил. Относительно мусора могу еще поделиться некоторыми соображениями: здоровенные ковшы (как минимум – два) уж очень бросаются в глаза, нарушают пастораль. Ну не знаю, может, задрапировать их как-нибудь.

Цветение тюльпанов пропустил. Но вообще цветов – это всякий знает! – превеликое множество. Розы только начинают цвести, зато ирисы и гигантские маки (размером с небольшой вилок капусты) – на любой вкус.

Я прогуливался в дендропарке весенним пасмурным днем и не знаю, каково будет летом, в солнцепек. В любом случае, с «безлесьем» необходимо что-то делать.

За час с небольшим так и не успел всё обойти и посмотреть: парк довольно большой; но чем глубже, чем дальше от дороги, тем более мне по нраву.

Экскурсия увлекает, затягивает: есть, однозначно, потенциал, есть с чем работать. В недрах дендрария, отключив наушники, наконец сливаюсь с природой, наслаждаюсь пением птиц…

Но пора и честь знать. Я вдобавок ошибочно полагал, что время закрытия – 17:00. Это не так: парк работает до 20:00, так что можно не торопясь, по завершении рабочего дня, оценить прелести вечерней прогулки.

P.S. Составляя «впечатления», автор приведенных выше строк целенаправленно не углублялся в историю вопроса. Мне представлялось важным поставить себя на место неискушенного, «рядового» посетителя, отнюдь не профессионала, который, иными словами, понятия не имеет, что «в саду есть коллекции пряно-вкусовых и лекарственных растений, а также занесенных в Красную книгу».

Так что, прошу не воспринимать написанное как некую попытку всестороннего анализа. К примеру, уже написав статью, я узнал, что дендрарий более не относится к Ботаническому саду. Его переподчинили «Спецзеленстрою». И это, безусловно, отдельная тема, которую мы непременно затронем в одной из публикаций.


Михаил Фернет.

Фото автора.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив