0.8 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Дед написал мне из прошлого

…С тех пор они переезжали трижды: сначала из одноэтажного фамильного дома по Котовского на Балку; потом из однокомнатной – в гараж на Правду и наконец, когда отца не стало, а гараж продали, – в двухкомнатную по 1 Мая. Они – это альбомы со старыми открытками, дарившимися дедушке и бабушке.


Николай Федорович и Ванда Люциановна, известные в послевоенные годы тираспольские учителя, получали письма от близких и учеников. Подобно миллионам советских граждан вели переписку с родственниками и друзьями, рассеявшимися по всему Союзу. В семейном архиве сохранились открытки, издававшиеся начиная со второй половины 40-х годов. Как нетрудно догадаться, в большинстве случаев мои близкие выступают получателями. В коллекции попадаются лишь отдельные, написанные их рукой, экземпляры. И всего одну открытку, как хочется думать, дед отправил мне…

В графе «отправитель» нередко попадаются знакомые фамилии. Например, Фойницкий. Александр Федорович дружил с моим дедом, Николаем Федоровичем. В семье сохранилось предание, что с бабушкой они разговаривали по-польски. В письме речь идет о юбилейной выставке художника, которая должна была состояться в Кишиневе к 80-летию, в 1966 году:

«Дорогой Николай Федорович и Ванда Люциановна, поздравляю с наступающим Новым годом! Желаю от всей души здоровья, счастья и долгих лет жизни! Дожить до юбилейной выставки и вместе съездить в Кишинев посмотреть. На днях исполнилось 25 лет Союзу художников, но я не был по состоянию здоровья. С уважением, А. Фойницкий».

Следующее письмо также подписано интересным человеком (предположительно – 1965 год):

«Уважаемый Николай Федорович! От всего сердца шлем наилучшие пожелания в день Октября. Здоровья и счастья, много светлых дней в вашей жизни! С приветом, Юра Тюряев». Адрес отправителя: г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 134, кв. 31.

Я позвонил депутату Верховного Совета Илоне Петровне Тюряевой и поинтересовался: не родственник ли? Оказалось, таки да. Юрий Николаевич Тюряев (1946 г.р.) – свекор Илоны Петровны, кадровый военный, окончил Одесское артиллерийское училище, Ленинградскую артиллерийскую академию, в 60-е учился у Николая Федоровича, который преподавал математику.

Большинство писем написано еще чернилами, каллиграфическим почерком. Встречаются редкие по теперешним меркам имена: Афанасий, Ферапонт, Аполлинария. Но это все, как бы сказать, предсказуемо… А вот найти фотографию главной авеню поселка Рио-де-Филино (я так и не установил, где находится такой)… Железный занавес! 50-е или 60-е!

Одну «сенсацию» я чуть было не пропустил. Текст был самым непримечательным. Зато изображение! На цветном фото 57-го года – «Тирасполь. У входа во Дворец культуры». Автор – известный советский мастер, военкор Иван Шагин. По всей видимости, ему поручили сделать серию работ в разных уголках Советского Союза. К примеру, он же снимал Крымский мост.

Но знаете, что самое удивительное? В какой-то момент поймал себя на мысли, что, изучив почерк двух десятков отправителей, я так и не нашел ни одного письма, написанного дедом. И стоило мне об этом подумать, показалась открытка… Николай Федорович (меня с двоюродным братом назвали в его честь) прислал из Москвы: «Впечатлений неимоверно много. Как же вы себя чувствуете? Все время вспоминаю. Вероятно, 13 буду дома. Обнимаю Марусю, Таню и остальных. Ваш Коля».
Мне, увы, не посчастливилось застать деда. Но «остальных» – значит, и меня. Настоящая мистика!

На одной из открыток деда поздравляют с Новым 1960-м годом работники Отдела народного образования, где он и сам когда-то работал инспектором. Но дело в том, что гороно находилось в Тирасполе в том же самом здании, где ныне работаю я, по ул. Манойлова, 28 (при ремонте была обнаружена соответствующая табличка).

Так что, вполне возможно, что и сижу я, сам не зная того, в том же кабинете, примерно на том же месте…


Николай Феч.

Фото из архива автора.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив