3.6 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Тираспольский театр: вехи истории

Увидеть центральную улицу Тирасполя без венчающего её здания театра можно разве что на картинах Фойницкого. Да и то на музейном полотне – момент его стройки. Он стал частью нашей общей памяти.

С 1936 года в нём функционировали три труппы – русская, украинская и молдавская. Это здание для тираспольчан памятно ещё и тем, что именно на полуразрушенном здании театра в ночь с 11 на 12 апреля 1944 года красноармейцем Мамедовым было поднято Красное Знамя как знак освобождения города от немецкой оккупации. И в нём 2 сентября 1990 года была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика.

В городе, пережившем самые трагические в своей истории три года немецко-румынской оккупации, пришлось очень многое восстанавливать: заводы, школы, больницы, жилье… Прежде всего нужно было организовать жизненно необходимое: подачу воды, тепла и электричества, наладить производство в сложнейших условиях, когда самая развитая часть огромной страны лежала в развалинах. И далеко не сразу дошла очередь до театра. Частично это может быть объяснено тем, что в 1940 году молдавская и русская труппы перебрались в ставший столичным Кишинёв. В здании оставалась лишь украинская. Её мужской состав ушёл на фронт, а оставшиеся эвакуировались, постепенно рассеялись по городам и весям и после освобождения в город не вернулись. Коллектива, который бы настаивал на необходимости предоставления здания под творчество, просто не было.

Лишь в начале шестидесятых на субботниках и воскресниках, на которых трудились все горожане от мала до велика, красавец театр вновь предстал во всём своём великолепии.

Из документов и газетных публикаций узнаём, что этого события ждали, всячески его приближая. Так, в апреле 1963 года в Молдавской ССР состоялась Неделя русской музыки. Делегацию музыкальных деятелей России возглавил великий композитор Дмитрий Шостакович. Сопровождавший гостей министр культуры Молдавии Петря Дариенко счёл важным и необходимым включить в программу своего пребывания в Тирасполе показ ремонтируемого театра.

После восстановления силуэт храма Мельпомены, а также зал, фойе, лестницы в основном остались прежними. Из зрительного зала площадью 850 квадратных метров были убраны колонны, и он стал просторнее. Люстры стали меньше размерами, частично их функции выполняли скрытые в карнизах светильники, создающие впечатление лёгкого, парящего потолка. В стены зала были вмонтированы 20 репродукторов, с помощью которых создавалось объёмное звучание. Помещение было приспособлено также для дублирования спектаклей и показа кинофильмов. По последнему слову техники того времени оборудовали сцену, снабдив поворотным кругом, системой автоматического тушения пожаров и управляемым металлическим занавесом. Для сотрудников предусмотрено около двадцати комнат: репетиционный зал, режиссёрские, костюмерные, гримёрные, библиотека, пошивочные и обувные мастерские. Особенно заметен был появившийся в верхнем ярусе фасада фриз с изображением горьковского Данко, несущего своё лучащееся сердце людям. Однако без помощи многих союзных республик это было бы невозможно: москвичи поставили в театр лебёдку и световую арматуру, из Грузии прибыл мрамор для отделки, из Харькова – электромоторы, из Самарканда – радиоаппаратура.

Торжественное открытие восстановленного театра состоялось 1 сентября 1963 года. На нём перед зрителями выступил ансамбль народной музыки «Флуераш», хоровая капелла «Дойна», симфонический оркестр и эстрадный ансамбль Молдавской государственной филармонии, танцевальный коллектив городского Дома культуры. Особенно тепло принимали горожане известного композитора Аркадия Островского и молдавских исполнителей Т. Чебан и Г. Ешану.

В статье «Добро пожаловать, тираспольчане», опубликованной 27 марта 1970 года в газете «Днестровская правда», Н. Скляров писал: «Пополнилась семья театров республики. Организован Тираспольский русский драматический театр… Красивое, монументальное здание видели многие, но далеко не все, особенно молодые, знают его историю. Оно было построено ещё в начале тридцатых годов, до войны в Тирасполе работала постоянная труппа. Фашисты основательно разрушили помещение. Семь лет назад его восстановили с учётом новейших достижений и требований театральной архитектуры и техники. С 1963 года до августа 1969-го на новой сцене выступали гастролирующие коллективы кишинёвских, московских, ленинградских театров, симфонические и эстрадные оркестры, проводились важнейшие городские мероприятия. И только одного не было здесь – труппы самого театра. Теперь такой коллектив у нас есть – выпускники Института искусств им. Г. Музическу.

Четыре года они учились вместе, овладевали знаниями, актёрским мастерством, и за это время сложился коллектив, возникло то единство мыслей, взглядов, принципов, без которого творчество в театре невозможно. Сейчас молодым актёрам предстоит сделать первые шаги в искусстве… Хочется верить, что творческий поиск, направляемый бывшим педагогом молодых актёров, а ныне главным режиссёром театра Н.С. Аронецкой, увенчается успехом».

И они оправдали ожидания. 27 марта 1970 года состоялось официальное открытие театра пьесой А. Арбузова «Город на заре». Спектакль получил высокую оценку зрителей и театральной критики, а режиссёры и актёры отмечены премиями Молдавского театрального общества. Театр обрёл известность, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов республики.

На днях на престижном молдавском театральном конкурсе «Gala Premiilor» Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой получил три награды. Спектакль «Моцарт и Сальери» победил в номинациях «Лучшие костюмы», «Лучшая хореография и пластика», а постановка «Завтра была война» – в номинации «Лучшая сценография».


Алла МЕЛЬНИЧУК, директор Тираспольского объединённого музея.

Фото: www.vk.com/dostoyanie_pmr

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив