Домой Культура Тираспольский театр: вехи истории

Тираспольский театр: вехи истории

0

Увидеть центральную улицу Тирасполя без венчающего её здания театра можно разве что на картинах Фойницкого. Да и то на музейном полотне – момент его стройки. Он стал частью нашей общей памяти.

С 1936 года в нём функционировали три труппы – русская, украинская и молдавская. Это здание для тираспольчан памятно ещё и тем, что именно на полуразрушенном здании театра в ночь с 11 на 12 апреля 1944 года красноармейцем Мамедовым было поднято Красное Знамя как знак освобождения города от немецкой оккупации. И в нём 2 сентября 1990 года была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика.

В городе, пережившем самые трагические в своей истории три года немецко-румынской оккупации, пришлось очень многое восстанавливать: заводы, школы, больницы, жилье… Прежде всего нужно было организовать жизненно необходимое: подачу воды, тепла и электричества, наладить производство в сложнейших условиях, когда самая развитая часть огромной страны лежала в развалинах. И далеко не сразу дошла очередь до театра. Частично это может быть объяснено тем, что в 1940 году молдавская и русская труппы перебрались в ставший столичным Кишинёв. В здании оставалась лишь украинская. Её мужской состав ушёл на фронт, а оставшиеся эвакуировались, постепенно рассеялись по городам и весям и после освобождения в город не вернулись. Коллектива, который бы настаивал на необходимости предоставления здания под творчество, просто не было.

Лишь в начале шестидесятых на субботниках и воскресниках, на которых трудились все горожане от мала до велика, красавец театр вновь предстал во всём своём великолепии.

Из документов и газетных публикаций узнаём, что этого события ждали, всячески его приближая. Так, в апреле 1963 года в Молдавской ССР состоялась Неделя русской музыки. Делегацию музыкальных деятелей России возглавил великий композитор Дмитрий Шостакович. Сопровождавший гостей министр культуры Молдавии Петря Дариенко счёл важным и необходимым включить в программу своего пребывания в Тирасполе показ ремонтируемого театра.

После восстановления силуэт храма Мельпомены, а также зал, фойе, лестницы в основном остались прежними. Из зрительного зала площадью 850 квадратных метров были убраны колонны, и он стал просторнее. Люстры стали меньше размерами, частично их функции выполняли скрытые в карнизах светильники, создающие впечатление лёгкого, парящего потолка. В стены зала были вмонтированы 20 репродукторов, с помощью которых создавалось объёмное звучание. Помещение было приспособлено также для дублирования спектаклей и показа кинофильмов. По последнему слову техники того времени оборудовали сцену, снабдив поворотным кругом, системой автоматического тушения пожаров и управляемым металлическим занавесом. Для сотрудников предусмотрено около двадцати комнат: репетиционный зал, режиссёрские, костюмерные, гримёрные, библиотека, пошивочные и обувные мастерские. Особенно заметен был появившийся в верхнем ярусе фасада фриз с изображением горьковского Данко, несущего своё лучащееся сердце людям. Однако без помощи многих союзных республик это было бы невозможно: москвичи поставили в театр лебёдку и световую арматуру, из Грузии прибыл мрамор для отделки, из Харькова – электромоторы, из Самарканда – радиоаппаратура.

Торжественное открытие восстановленного театра состоялось 1 сентября 1963 года. На нём перед зрителями выступил ансамбль народной музыки «Флуераш», хоровая капелла «Дойна», симфонический оркестр и эстрадный ансамбль Молдавской государственной филармонии, танцевальный коллектив городского Дома культуры. Особенно тепло принимали горожане известного композитора Аркадия Островского и молдавских исполнителей Т. Чебан и Г. Ешану.

В статье «Добро пожаловать, тираспольчане», опубликованной 27 марта 1970 года в газете «Днестровская правда», Н. Скляров писал: «Пополнилась семья театров республики. Организован Тираспольский русский драматический театр… Красивое, монументальное здание видели многие, но далеко не все, особенно молодые, знают его историю. Оно было построено ещё в начале тридцатых годов, до войны в Тирасполе работала постоянная труппа. Фашисты основательно разрушили помещение. Семь лет назад его восстановили с учётом новейших достижений и требований театральной архитектуры и техники. С 1963 года до августа 1969-го на новой сцене выступали гастролирующие коллективы кишинёвских, московских, ленинградских театров, симфонические и эстрадные оркестры, проводились важнейшие городские мероприятия. И только одного не было здесь – труппы самого театра. Теперь такой коллектив у нас есть – выпускники Института искусств им. Г. Музическу.

Четыре года они учились вместе, овладевали знаниями, актёрским мастерством, и за это время сложился коллектив, возникло то единство мыслей, взглядов, принципов, без которого творчество в театре невозможно. Сейчас молодым актёрам предстоит сделать первые шаги в искусстве… Хочется верить, что творческий поиск, направляемый бывшим педагогом молодых актёров, а ныне главным режиссёром театра Н.С. Аронецкой, увенчается успехом».

И они оправдали ожидания. 27 марта 1970 года состоялось официальное открытие театра пьесой А. Арбузова «Город на заре». Спектакль получил высокую оценку зрителей и театральной критики, а режиссёры и актёры отмечены премиями Молдавского театрального общества. Театр обрёл известность, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов республики.

На днях на престижном молдавском театральном конкурсе «Gala Premiilor» Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой получил три награды. Спектакль «Моцарт и Сальери» победил в номинациях «Лучшие костюмы», «Лучшая хореография и пластика», а постановка «Завтра была война» – в номинации «Лучшая сценография».


Алла МЕЛЬНИЧУК, директор Тираспольского объединённого музея.

Фото: www.vk.com/dostoyanie_pmr

Exit mobile version