4.1 C
Тирасполь
Пятница, 22 ноября, 2024

Популярное за неделю

Благородная миссия

В нашей столице открыли центр подготовки Международного волонтёрского корпуса...

Чтобы чётко видеть мир

Члены экспертной комиссии «Приднестровского качества» ознакомились с услугами, которые...

Вкусно по-мексикански!

Любители кухни с перчинкой, безусловно, будут рады отведать блюда...

На родном полустанке

Есть в Слободзейском районе, километрах в двадцати-двадцати пяти от...

Это было время духовного единства

В августе нынешнего года исполняется 35 лет приднестровскому рупору и локомотиву рабочего единства – ОСТК. И с течением лет не гаснут, а всё ярче вырисовываются судьбоносные события тех лет и люди, которые творили историю нашей республики… Об одном из них – рыбничанине Николае Довганчине – наш рассказ.

В Рыбнице этого общительного, приветливого человека знают многие. И это неудивительно. Сегодня он активист ОСТК, который регулярно участвует в городских и республиканских мероприятиях, посвящённых Дню Республики, очередной годовщине перехода райотдела милиции под юрисдикцию ПМР. А когда-то он был вхож в каждую школу по роду служебной деятельности, и его до сих помнят ветераны – педагоги из рыбницких школ. Впрочем, всё по порядку.

Наш герой родился в Украине. С детства занимался спортом – вольной борьбой, боксом, и достиг немалых успехов, стал мастером спорта. А ещё у Николая было острое, непримиримое восприятие несправедливости, он не мог позволить, чтобы при нём обижали слабого человека – женщину или ребёнка. После школы долго не мог определиться, куда идти учиться. И только отслужив в армии, поступил в Кишинёвский пединститут на кафедру физвоспитания.

Там же, в Кишинёве, познакомился с будущей женой. В Рыбницу в 1982 году они приехали уже вместе. И с этого времени Николай Яковлевич считает себя рыбничанином…

Педагог, да ещё хороший спортсмен – отличные данные для сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних! Убедили Николая поступить на службу в Рыбницкий ОВД. Именно тогда он был тесно связан со школами, где проводил профилактическую и воспитательную работу. А в начале девяностых Николая Довганчина перевели на работу в уголовный розыск.

С конца восьмидесятых годов в Молдавии стало неспокойно, особенно после принятия 31 августа 1989 года дискриминационного закона о языках. Николай Яковлевич вспоминает, какое давление оказывалось на Левобережье:

– В наши школы зачастили эмиссары из Молдовы с требованием учить детей румынскому языку на основе латиницы, были попытки румынизировать нашу систему образования. Изымалась вредная, по мнению кишинёвских чиновников, литература. Родители сопротивлялись, педагоги деликатно возражали – всё-таки люди из министерства просвещения… Вирус национализма поразил и немалую часть интеллигенции, в городе был создан народный фронт, который ничего общего с народом не имел.

В Кишинёве усилилось давление на наших депутатов. С целью защиты от физического насилия в Кишинёв были направлены молодые сотрудники милиции. В их числе был и Николай Довганчин.

Рыбницу, как и другие города будущей ПМР, захлестнула волна митингов и забастовок. Уже 13 сентября на заседании городского и районного Совета народных депутатов было принято решение о неповиновении отдельным статьям закона о языке. А 5 декабря 1989 года состоялся референдум, на котором рыбничане абсолютным большинством голосов проголосовали за создание Приднестровской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Молдавии…

– Это было время духовного единства народа Приднестровья. Каждому приходилось принимать решение, что делать и по какой дороге идти, – вспоминает Николай Довганчин. – В том, что будет создана Приднестровская Республика, уже никакого сомнения не было. И это случилось 2 сентября 1990 года.

В этом важнейшем событии республиканский ОСТК сыграл решающую роль. Но мало было создать республику – её ещё надо было отстоять и в условиях информационной блокады заявить о себе миру.

Были созданы группы, состоящие из активистов забастовочного движения, которые выезжали за пределы ПМР – в Одессу, Киев, Минск, Москву, Орёл…

В составе одной из них был и Николай Довганчин. Но в его обязанности входила не только агитационная работа, но и обеспечение безопасности людей. А ещё он перевозил в Рыбницу гуманитарную помощь, которую получали от людей, поддерживающих приднестровцев.

В то время активизировались группы диверсантов из Молдовы. У многих были карты Румынии – от Карпат и до Южного Буга. Интересно, а какая доля была уготована для молдавского народа?

Николаю Довганчину поручались самые ответственные задания – и в мирное время, и во время молдо-приднестровской войны. И каждое он выполнил с честью: «Там, где народ, там и я. Потому что я сам часть этого народа».

После войны Николай Яковлевич вернулся на работу в уголовный розыск, где прослужил до пенсии. А потом ещё семнадцать лет трудился в сортопрокатном цехе металлургического завода.

Но и во время трудовой деятельности, и сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, он активно участвует в общественной жизни города и республики. Особое внимание – воспитанию подрастающего поколения. Каждый год 1 сентября Николай Яковлевич приходит в школы, чтобы рассказать детям о своей жизни, о нашей республике и о том, как надо беречь и ценить Родину. Оставаться в стороне от важных событий ему не позволяют совесть и горячее сердце.

Потому что он всегда там, где народ. И сам часть этого народа.


Анна Кольцова, г. Рыбница.

Фото автора.

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив