3.6 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском ДК им. П. Ткаченко, словила себя на мысли, что спустя долгое время снова хочу писать о театральном искусстве, вспомнив журналистский жанр театральной рецензии. Постановка в исполнении молодого коллектива (народному театру 79 лет, но в нынешнем составе под руководством Ольги Доброхотовой он существует третий год) тронула самые тонкие струны
души. Не только моей. Полный зал, основную часть которого составляла молодёжь, проживал происходящее на сцене вместе с героями спектакля. Проживал со слезами на глазах, на одном дыхании. Темой постановки стала война. И женская военная судьба.

Сценография спектакля сразу окунает нас в атмосферу сельской жизни. Вот дом, в котором проживает семья: муж, жена и трое сыновей. Солома, укутавшая сцену, даёт ощущение, что люди здесь живут своим хозяйством, кормятся своим трудом. И правда, трудиться здесь умеют и любят. Делают это дружно, с задором. И вот в семье появляется невестка, красавица Алиман. Молодые любят друг друга, а родители не могут нарадоваться на них. И всё бы хорошо, как вдруг… Приходит весть о войне.

На войну одного за другим забирают сыновей, а потом и отца семейства. Мать Толгонай с невесткой остаются одни. И только тяжёлый труд не даёт сойти с ума от горя утрат. Режиссёр умело использует театральные приёмы, «управляет» светом и музыкой, чтобы более выпукло показать эмоции, которые испытывают герои спектакля. Здесь деревянные доски из кровати для молодых превращаются то в свадебный стол, то в перрон, а то и вовсе в преграду между овдовевшими женщинами. Мизансцены, символизирующие любовь, потерю, надежду, смерть, делают представление ещё более надрывным, проникновенным. Тонкая работа режиссёра с повестью Чингиза Айтматова «Материнское поле» выливается в динамичный, грамотно выстроенный материал для спектакля. А тема режиссёром выбрана не просто важная, но и невероятно актуальная сегодня, когда кругом вспыхивают войны. Когда матери теряют сыновей и мужей, и нужно заново учиться жить. И любить. Ведь даже на войне есть место для любви.

Искренняя и пронзительная игра Ольги Доброхотовой в роли матери сразу захватывает внимание зрителей. До сих пор перед глазами её лицо. Уставшей, измученной женщины. Но всё равно продолжающей любить, ждать, ободрять невестку, радоваться за тех, к кому всё же вернулись с войны. Сыновья, мужья, отцы, братья. С каждым днём сил и надежды у Толгонай остаётся всё меньше. И живёт она только потому, что продолжает ждать домой одного из сыновей. Пока он признан пропавшим без вести, не ждать не может. И нужно жить дальше, потому что невестка ждёт ребенка, пусть и не её внука. Но матери, прошедшие войну, отдавшие войне своих сыновей, становятся мудрыми и сильными. Такими же, как и сама земля, как материнское поле, которое вновь и вновь рождает жизнь. Даже если на земле этой идут войны… Героиня у Ольги получилась какой-то очень родной. Понятной. Близкой. В самом начале постановки Толгонай полна жизни, но, когда начинается война, она меняется на глазах. Меняется и её взгляд – он то смиренный, то горестный. Но уже никогда не будет прежним.

Режиссёрская находка – мощная сцена, когда Толгонай приходит на вокзал, чтобы увидеть сына, проезжающего мимо в вагоне поезда, в последний раз. «Скажи, земля родная, когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына? Так пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына. Не приведи Бог никому обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы». Он погибнет, как и другие мужчины её семьи. Второй сын уйдёт на войну добровольцем, не простившись с матерью. И с ним каждый день будет говорить Толгонай: «Пусть тебя не мучит совесть, не в обиде я, нет. Я тогда ещё простила тебя, сынок мой младшенький, жеребёнок мой, весельчак мой! Думаешь, я не понимала, почему ты ушёл, не простившись, почему ты оставил меня одну, почему ты оставил юность, молодость, жизнь свою будущую? Ты был озорной, шумный парень, и не все знали, как ты любил людей. Не смог ты спокойно смотреть на наши страдания и ушёл. Ты очень хотел, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую душу, чтобы она не вытравляла из них доброту и сострадание».

Ярким актёрским открытием спектакля стала Диана Рубинова, исполнившая роль невестки. Гордость берёт, когда видишь, что артисты народного театра играют так профессионально. Диане веришь. И плачешь вместе с её героиней. И скорбишь вместе. И вместе с ней живёшь надеждой, всматриваясь в лица тех, кто возвращается с войны. Актёрская игра Дианы Рубиновой, её речь, дикция, умение передавать эмоции, а точнее жить на сцене, жить в материале – на высоте. Впрочем, всего этого по отдельности не замечаешь, не анализируешь во время спектакля, потому что всё это одно целое – человек, образ, судьба. Судьба женщины, сегодня переносящей испытания, которые не каждому под силу вынести, а вчера ещё совсем юной, наивной девчонки. И между этими «вчера» и «сегодня» – непреодолимая пропасть.

…Алиман умирает при родах. И вот Толгонай на руках с младенцем приходит к полю, на котором проработала всю жизнь, чтобы поговорить с ним, чтобы пожаловаться хотя бы ему. Потому что больше некому. Да и не привыкла эта сильная женщина жаловаться. Толгонай спрашивает у земли, могут ли люди жить без войны. И мать-земля отвечает ей: «Ты задала трудный вопрос, Толгонай. Всякий раз, когда люди затевали войны, я говорила им: «Остановитесь, не проливайте кровь!». Я и сейчас повторяю: «Эй, люди, живущие на белом свете, что вам нужно – земли? Вот я – земля! Я для всех вас одинакова, вы все для меня равны. Не нужны мне ваши раздоры, мне нужна ваша дружба, ваш труд! Я бесконечна, я безгранична, я глубока и высока, меня для всех вас хватит сполна!». А ты, Толгонай, спрашиваешь, могут ли люди жить без войны. Это не от меня – от вас, от людей, зависит, от вашей воли и разума».

«Материнское поле» в постановке Ольги Доброхотовой стало не только откровением само по себе, но и открытием места, куда можно приходить, чтобы подумать. Чтобы стать глубже ещё на один хороший спектакль, поставленный на умном материале талантливым режиссёром и сыгранный такими же думающими, глубокими актёрами. В этот день зрители разных возрастов стали одним целым. Кто-то украдкой вытирал слёзы, когда гас свет, а кто-то делал это открыто и без стеснения. Значит, постановка удалась. Удалось так показать человеческую боль, что зрители ощутили её каждой клеточкой тела. И слёзы, кажется, против воли текли из глаз. Это были светлые слёзы. А когда спектакль окончился и актёры вышли на поклон, зал ещё долго не мог выйти из молчаливого оцепенения. Зал думал. А это хороший знак. Как и то, что повесть Айтматова и постановка Доброхотовой заканчиваются весьма символично: продолжением рода.


Татьяна Астахова-Синхани.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Архив