В российской столице с рабочим визитом побывала приднестровская делегация в составе первого зампреда Правительства Алевтины Слинченко, и.о. министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева и сопредседателя Объединённой контрольной комиссии, депутата Верховного Совета Олега Белякова. Во время пребывания в Москве члены делегации провели пресс-конференцию в международном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В ходе общения с журналистами был затронут широкий круг вопросов, в том числе касающихся перспектив переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию. Представители Приднестровья отмечали – действия соседних государств оказывают комплексное негативное влияние на социально-экономическое положение республики.
«Мы можем говорить, что усиление внешних «стальных тисков», в которых мы оказались, совпало с периодом кризиса на Украине, и фактически с весны 2014 года против Приднестровья начали системно использоваться методы, которые ограничивают потенциал экономического развития, свободу передвижения людей», – отметил на пресс-конференции и.о. министра иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев. В числе односторонних дискриминационных шагов, предпринятых против республики, глава внешнеполитического ведомства упомянул проводимую украинскими властями операцию «Граница» (Прим. – меры по недопущению на украинскую территорию граждан России мужского пола в возрасте от 16 до 65 лет), а также целый ряд мер экономического воздействия на Приднестровскую Молдавскую Республику. «Следует упомянуть Постановление Кабмина Украины № 117, которое запретило поставку на территорию Приднестровья подакцизной продукции, действия РМ и Украины по разрушению механизма железнодорожных перевозок грузов на территорию Приднестровья», – сказал Виталий Игнатьев. При этом он напомнил, что на протяжении почти 11 лет действовала технологическая схема, которая позволяла перевозить грузы силами приднестровских железнодорожников. «Теперь у нас нет такой возможности, все грузы обязаны регистрироваться и забираться исключительно локомотивами Молдавской железной дороги. Соответственно, наша железная дорога теряет свой функционал, наши предприятия несут дополнительные логистические, административные, финансовые издержки, нарушаются контрактные обязательства», – отметил в этой связи глава МИД ПМР. По его словам, только изменения в схеме движения грузов по железной дороге могут обернуться для приднестровских экономических агентов убытками, превышающими четыре с половиной миллиона долларов США в год.
Продолжая тему транспортной блокады Приднестровья, Алевтина Слинченко подчеркнула, что речь идёт не только о железнодорожном, но и об автомобильном транспорте. Из-за отказа соседних стран выдавать разрешительные документы приднестровским автопредприятиям хозяйствующие субъекты республики вынуждены прибегать к услугам молдавских перевозчиков. «Автотранспортная отрасль полностью прекратила свое существование», – сказала первый зампред Правительства.
Алевтина Слинченко напомнила, что экономическая блокада Приднестровья продолжается с 2006 года. Только за первый год блокадных мер, по её словам, приднестровская экономика недосчиталась более 400 миллионов долларов. С каждым годом давление только усиливалось. С 2014 года, например, были ужесточены требования к выдаче разрешительных документов на импорт сырья и экспорт готовой продукции. «Лицензия выдавалась не на длительный период, а на 3 месяца с необходимостью постоянно её продлевать. К нашим предприятиям, например, к заводу «КВИНТ», стали предъявляться требования, характерные для законодательства и экономических агентов Молдовы, которые они не могли выполнить. В связи с этим возникают вопросы с продлением лицензии и дальнейшей работой этого предприятия, и пример «КВИНТа» – это не единичный случай», – отметила Алевтина Слинченко. После введения ограничений на экспорт молдавской сельхозпродукции в Россию Молдова перестала выдавать приднестровским аграриям документы, необходимые для поставки таких же товаров на российский рынок. «Молдавские органы власти по своему усмотрению не выдавали фитосанитарные и ветеринарные сертификаты грузам, экспортируемым из Приднестровья. И наши экономические агенты несли потери, поскольку это делалось именно в сезонный период реализации овощной и плодоовощной продукции», – сказала по этому поводу Алевтина Слинченко.
По словам Виталия Игнатьева, экономический прессинг является лишь частью гибридной войны, ведущейся против Приднестровья. «Сегодня мы находимся в очень сложной ситуации. Такого комплексного давления мы не испытывали с начала 90-х годов, с момента объявления независимости. Разве что не применяется силовое давление. Против Приднестровья ведется гибридная война», – отметил и.о. министра иностранных дел. Он, в частности, напомнил о том, что в Молдове на приднестровских граждан заведено более 200 политически мотивированных уголовных дел. По мнению Виталия Игнатьева, причиной этих и подобных им действий молдавских властей в отношении приднестровцев являются их пророссийские взгляды. «Наше население подвергается прессингу за свой стратегический выбор, ориентированный на максимальную интеграцию с Россией, в евразийские интеграционные структуры. Референдум 2006 года определил приоритеты внешней политики государства, национальную идею, и мы стремимся ее реализовывать системно и последовательно. Курс Приднестровья никак не коррелирует с европейским вектором развития наших соседей – Молдовы и Украины. В связи с этим наши партнеры, в том числе и по переговорам, используют любые возможности для того, чтобы ограничить наш социально-экономический потенциал, спровоцировать бедность, блокировать политические механизмы достижения решений», – заметил в этой связи глава приднестровской дипломатии. При этом он особо подчеркнул, что бесконечно терпеть прессинг со стороны своих соседей республика не может, и добавил: «Внутри приднестровского общества растет запрос на ответные действия».
Попытка решить вышеобозначенный круг проблем в рамках диалога Приднестровья и Молдовы натыкается на отказ Кишинёва под различными предлогами идти на контакт с Тирасполем. «Переговорный процесс находится в системном кризисе, Молдова уклоняется от диалога, политические встречи саботируются», – сказал Виталий Игнатьев. Он добавил при этом: «Тот механизм, который у нас имеется в рамках международного переговорного процесса, находится в системном кризисе. Молдавская сторона уклоняется от нормального диалога, мы не можем решать проблемные вопросы в рамках существующих форматов. У нас действует 11 специальных экспертных рабочих групп, которые призваны решать проблемы по широкому спектру направлений, но, к сожалению, деятельность этих групп саботируется нашими молдавскими партнерами. Встречи политических представителей от Молдовы и Приднестровья, одним из которых являюсь я, также саботируются. Наши молдавские партнеры объясняют это внутриполитическим кризисом в Молдове, связи с этим они якобы не могут участвовать в процессе переговоров, что затягивает решение конкретных вопросов».
«Фактически Приднестровью пытаются надеть наручники и тем самым выталкивают переговорный процесс за обочину тех договоренностей, которые существуют в рамках международного переговорного формата, пытаясь представить Приднестровье не как равноправную сторону диалога, а как сторону, против которой можно применять весь комплекс репрессивных мер. Это не позволяет нам решать многие вопросы», – сказал дипломат. При этом глава МИД ПМР заметил, что Тирасполь определённые надежды возлагает на председательство ФРГ в ОБСЕ, поскольку «немецкая сторона выразила намерение ориентироваться на результат, демонстрирует прагматичный подход». «И здесь наши позиции в целом совпадают полностью. Нам тоже нужны конкретные результаты, а не декларации. Поэтому вероятность возобновления полноценного диалога в формате «5+2» будет зависеть от готовности молдавской стороны решать практические вопросы на всех уровнях и идти навстречу для поиска компромиссных решений», – подчеркнул он.
Ещё одна тема, которая была поднята журналистами во время пресс-конференции, – миротворческая операция на берегах Днестра. Сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков, отвечая на вопросы представителей СМИ, заявил, что смена миротворческого формата неизбежно приведёт к эскалации молдо-приднестровского конфликта. «Если из Зоны безопасности уйдут совместные миротворческие силы, то там появятся вооруженные формирования. Мы уверены, что наличие новых формирований в Зоне безопасности приведет к новому очагу противостояния между Республикой Молдова и Приднестровьем», – сказал Олег Беляков. При этом он вновь подчеркнул: замена обеспечивающих ныне стабильность на берегах Днестра Совместных миротворческих сил на миссию наблюдателей от какой-нибудь международной организации возможна лишь после окончательного урегулирования молдо-приднестровского конфликта.
Иван Викторов.