Домой Культура Ах, «Вернисаж», учитель наш…

Ах, «Вернисаж», учитель наш…

0

После выхода не забытого до сих пор шлягера 1986 года (дуэт Лаймы Вайкуле с Валерием Леонтьевым) это редкое «импортное» слово в СССР стало популярным.

С особым французским шармом, оно означает торжественное открытие художественной выставки. Если учесть, что танец, особенно ретро, всегда отчасти напоминает живую картину, признаем, что название выбрано удачно.


Насколько долгим, интересным, даже тернистым был путь к созданию театра-клуба реконструкции исторического танца «Вернисаж», поведала его основатель и руководитель Марина Литвин.

Марина Геннадиевна повидала многое. С детства мир часто удивлял ее резкими контрастами. Например, еще недавно семья жила в палаточном городке, затерянном где-то в Каракумах, в пустынной, диковатой и бедноватой Туркмении. Потом – в барачном поселке среди казахских степей. И вот картина разительно меняется: девочка попадает в большой и красивый восточногерманский город Галле. Школа, где она учится, – это образцово-показательное лицо советской общеобразовательной системы для жителей ГДР. Пионерские фестивали, конкурсы, различные мероприятия, часто проводимые совместно с немецкими детьми… В общем, после разных окраинных захолустий жизнь в центре Европы – настоящий земной рай. В те далекие времена она была просто дочерью военнослужащего, офицера Советской армии. Жизнь у семьи кочевая, гарнизонная, – нынче здесь, завтра там.

Вообще Марина с ранних лет была активисткой, ей всегда не хватало времени. Больше всего она мечтала заниматься танцами и театром, но мать с отцом непременно желали видеть ее музыкантом. В итоге она окончит музучилище в далеком краю, где у отца будет последнее место службы, – в городе Южно-Сахалинске. В 1976 году семья переедет на ПМЖ в Тирасполь, где Марина Лобастова (девичья фамилия нашей героини) уже успела немного пожить, поучиться в средней школе №5. Вернувшись, устроилась музработником в новой ближнехуторской школе. Но вскоре все-таки решила продолжить обучаться хореографии. Выйдя замуж, уехала с мужем в Одессу, где брала уроки у Виктора Петровича и Бориса Николаевича Решетниковых. Кстати, даже не братьев, просто однофамильцев, при этом удивительно талантливых танцоров и педагогов. В 1982 году Марина Литвин вернется в Тирасполь, где Борис Решетников в недавно построенном ДК «Современник» будет успешно повышать профессиональный уровень нашей знаменитой «Виорики». А из школы Виктора Решетникова выйдет целая плеяда прекрасных бальных танцоров и хореографов. Среди них, например, руководитель ансамбля спортивного бального танца «Реверанс» Елена Гавриленко, руководитель студии танцев «Плюс» Виктор Гоголь и другие. Марина Литвин также входила в эту команду. Вспоминает, какой творчески насыщенной, разносторонней была их молодая жизнь. Но… пришли иные времена: война, нищета, «лихие девяностые». Создав и несколько лет проработав во главе хореографического отделения «Дивертисмент» при столичном Дворце культуры, она с мужем Олегом и маленьким сыном Антоном переезжает в Одессу. Оказалось, надолго…

Системный и одновременно свободный, игровой подход к обучению, который разработала и успешно применяла педагог Марина Литвин, – действенный метод. Доказательством этому служит хотя бы ее сынишка, который знал буквы еще до того, как научился говорить, а в 4 года играл на скрипке Моцарта. Спустя пару лет он уже мог сыграть скрипичный концерт О. Ридинга, чем и зарабатывал деньги перед изумленными одесситами. Слава о юном вундеркинде прошла по всему городу. Пока сын учился в знаменитой музыкальной школе им. Столярского, мама организовала в Одесском русском драмтеатре женский клуб обучения танцам, пению, изящным манерам. Кстати, параллельно преподавая в той музыкальной школе, где сын учился по классу фортепиано. Немного повзрослев, Антон самостоятельно, втайне от педагогов освоил также игру на саксофоне. Он состоялся как исполнитель, концертмейстер и педагог, работает в ДШИ и ДК села Парканы, вполне довольный жизнью.

Минули девяностые, настали нулевые, материально жизнь худо-бедно улучшалась, так что у людей понемногу стали появляться другие интересы, кроме «где достать кусок хлеба?». От дальних российских родственников Марина Литвин узнала о новом веянии – реконструкции исторических танцев. Мода на них пришла из Италии, в России ее проводником был известный современный хореограф Фабио Молика. Эта идея увлекла Марину Геннадиевну новизной, познавательностью, а также парадоксальной смесью демократичности и утонченного аристократизма. Ведь заниматься этими танцами теоретически могут все, не зря их еще иногда называют социальными. Попадите на костюмированный бал, и вы словно перенесетесь в другую эпоху – возможно, в век девятнадцатый или еще гораздо позже. Мазурки, кадрили, польки, разнообразные вальсы, контрдансы, менуэты, гавоты, гальярды и турдионы, фолии, сарабанды – список названий, непривычных современному слуху, можно продолжать долго. Танцы XIX, XVIII, XVII, XVI столетий, и еще более старинные, уже средневековые – это необъятное культурно-историческое наследие входит в сферу интересов театра-клуба РИТ «Вернисаж», основанного Мариной Литвин в Тирасполе 8 лет назад. С первого бала, посвященного 85-летию Приднестровского госуниверситета, театр-клуб провел 169 выступлений, по большей части в ПМР, но иногда за пределами республики, заслужив на больших международных балах немало побед, призов и дипломов.

«Реконструкция исторических танцев имеет много уровней, это не просто развлечение, но, главное, живое приобщение к красивым и благородным традициям, изучение богатейшего культурного наследия, этикета, поддержка духовных и семейных ценностей. Наконец, это актерская игра, возможность перевоплотиться, попробовать себя в разных ролях, в иных эпохах», – утверждает Марина Геннадиевна. Поэтому ошибочно считать, что театры-клубы, подобные «Вернисажу», привлекают в основном людей среднего и старшего возраста. Наоборот, в разных странах всё больше растет их популярность среди молодежи. Приднестровские кадеты, суворовцы, студенты исторического и других факультетов тоже являются целевой аудиторией театра-клуба РИТ «Вернисаж». Недавно он вступил в Международную ассоциацию работников культуры и искусства (МАРКИС). Будем надеяться, что это только начало.


Валерий Каширин, г. Тирасполь.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version