25 ноября 1994 года, в сложные во всех отношениях времена становления нашей молодой республики, начал существовать на официальном уровне Приднестровский государственный симфонический оркестр. Далеко не все понимали тогда важность и необходимость этого шага.
«Нужно решать более насущные вопросы, а проблемы культуры как-нибудь подождут», – такая ошибочная логика, увы, не редкость. К счастью, были и те, кто мыслил на перспективу, среди них – первый Президент нашего государства Игорь Смирнов. Он решительно поддержал инициативу местных энтузиастов, в основном из числа преподавателей детских музыкальных школ и колледжа (ныне ПГИИ им. А.Г. Рубинштейна). И, как показало время, правильно сделал.
Первые годы жизни симфонического оркестра – период, когда большой целостный музыкальный организм ещё только налаживается, пробует силы, постепенно учится. Если говорить о «детстве», то оно у нашего юбиляра было трудноватым: отсутствовал полноценный концертный зал, репетировали тоже в разных помещениях, имел место постоянный некомплект – как в отношении профессиональных музыкантов, так и музыкальных инструментов. Первым главным дирижёром оркестра был ныне покойный Александр Новосельский, следующий – Степан Осечкин, за ним – Юрий Батуев. В сентябре 1999 года оркестр возглавил Григорий Мосейко, уже всерьёз и надолго.
«Он поставил вопрос ребром: буду дирижировать симфоническим оркестром только в том случае, если он станет действительно полноценным, прежде всего, получит все необходимые инструменты. Это, конечно, недёшево, но иначе нет смысла работать. И опять-таки спасибо Игорю Николаевичу, в верхах нашлось понимание, инструментами нас обеспечили сполна», – вспоминает супруга главного дирижёра, музыковед Ольга Мосейко. Ольга Вадимовна – правая рука Григория Алексеевича, соратница, профессионал. А главным делом жизни супружеской четы Мосейко уже 25 лет является Приднестровский государственный симфонический оркестр.
«Нужно понимать, что разные виды оркестров предназначены для разных целей. Оркестр эстрадный, джазовый, камерный, военный, симфонический – все они имеют свои законы, структуру, принципы. Симфонический оркестр в его современном понимании сложился в Европе на рубеже ХVII-ХVIII веков, хотя с тех пор разросся и усложнился», – говорит Ольга Мосейко.
Строгая, веками сложившаяся иерархия, где у дирижёра – партитура произведения, а каждый артист – инструментальщик или вокалист – исполняет свою партию. Основу составляет группа струнных: первые и вторые скрипки, альты, контрабасы. Обязательно присутствуют духовые (деревянные и медные), а также ударные инструменты.
В таком составе уже можно исполнять Баха, Моцарта, Бетховена, Дебюсси, Дворжака, Мусоргского, Чайковского… – практически всех композиторов, от эпохи барокко вплоть до наших дней. Правда, бывают исключения, как некоторые произведения Шостаковича, требующие, по замыслу автора, много дополнительных инструментов. Но такие вещи можно сыграть в несколько «облегчённом» варианте, и тоже выйдет хорошо. Если музыканты оркестра действительно профессиональны.
Они доказали это уже в декабре 1999 года, когда в большом зале недавно образованного ГКЦ «Дворец Республики» оркестр (впервые в полном составе инструментов) в свой пятилетний юбилей дал сложный концерт. Тогда звучали увертюра Макса Вебера из оперы «Оберон», «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского, Бранденбургский концерт №2 Баха, 39-я симфония Моцарта. А 2 сентября 2000 года, когда наша республика отмечала десятилетие, государственный симфонический оркестр под руководством Г. Мосейко открыл большой праздничный концерт симфонией №4 Чайковского, которую называют первой в истории русской музыки симфонией-психологической драмой, сопоставимой по силе с симфониями Бетховена. «Это была настоящая «бомба». Такого от нашего оркестра никто не ожидал, такое прозвучало у нас впервые. Бурные аплодисменты не смолкали долго», – вспоминает Ольга Мосейко. Отметим, что этим великим музыкальным произведением оркестр открыл и свой юбилейный концерт 28 ноября 2024 года.
На духовно-эмоциональном подъёме, но без вредного «головокружения от успехов», Приднестровский государственный симфонический оркестр вступил в третье тысячелетие. Много лет базируется он в столичном Дворце Республики – государственном культурном центре с функциями филармонии. За прошедшие годы оркестр прошёл большой путь, постоянно совершенствуясь и открывая для себя и благодарных слушателей что-то новое, устремляясь всё дальше, ведь музыкальные горизонты бесконечны. «Мы воспитали свою аудиторию, помогли состояться и профессионально вырасти многим талантливым музыкантам», – справедливо отмечает маэстро Григорий Мосейко, на юбилейном концерте награждённый Орденом Республики.
Некоторые «ветераны» оркестра продолжают играть в нём. Например, первый голос виолончели Руслана Крылова, контрабасист Георгий Тимофей, первый кларнет Владимир Руденко, альтистка Ольга Уткина, скрипачи Людмила Панова, Светлана Гаврильченко, Татьяна Вербицкая, Елена Короленко, Людмила Карташова. Среди тех, кого воспитал оркестр, кто с юных лет участвовал в его творческих проектах, заслуженная артистка Приднестровья, ныне солистка кишинёвского театра оперы и балета им. Марии Биешу Анастасия Кушнир, которая до сих пор часто у нас поёт. Первой скрипкой в оркестре Калининградской филармонии стала Ольга Суковатая, с отличием окончившая академию им. Гнесиных в Москве. Скрипач Андрей Кузнецов ныне дирижирует в московском Малом театре. И ещё много-много историй успеха в мире музыки начинались здесь, в городе на Днестре, во многом благодаря симфоническому оркестру. Жизнь продолжается. Воспитанница ДШИ им. Рахманинова 15-летняя вокалистка Леонарда Васильева сегодня уже исполняет не по годам сложные партии. Президентский стипендиат, учащаяся ДШИ села Кицканы юная Оля Стог исполнила на концерте в честь 30-летия оркестра партию на саксофоне. Вопреки всем невзгодам сурового времени бессмертная музыка продолжает звучать.
Олег Соснин.
Фото Виктора Громова, ИА «Новости Приднестровья».