Домой Общество Битва за победу

Битва за победу

0

Когда говорят о подвиге, совершённом отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны, должны отдавать себе отчёт: мы сами – мы, наследники, и никто другой! – ответственны за жертву, принесённую на алтарь Победы. Прошли годы, десятилетия. Семьдесят девять лет – по меркам человеческой жизни, промежуток немалый. Но враги остаются врагами. Потому и стараются всеми силами очернить освободителей. А дети… дети равняются на героических предшественников, как равнялись они, мальчишки и девчонки, в 1941 году.

Советский Союз внёс решающий, генеральный вклад в Победу. Никакие «геройства» союзников, до поры – вялые, призванные истощить, в первую очередь, ресурсы СССР, не сравнятся с 27 миллионами погибших соотечественников. Для сравнения: США во Второй мировой потеряли до 300 тысяч человек.

В общем строю с жителями других частей великой страны храбро бились и уроженцы Приднестровья. Согласно обобщённым данным, на различных участках погибли около 20 тысяч земляков.

Нередко на фронт уходили целыми семьями. Так, в селе Дубово Дубоссарского района призвали отца, Константина Белявского, и двух его сыновей, Василия и Исаака. Старший, Василий, был призван ещё в начале войны, но под Житомиром попал в плен, оказался в лагере для военнопленных. После освобождения края от фашистских оккупантов вместе с отцом и младшим братом вступил в ряды РККА. Его брат Исаак, сражаясь под Оргеевом, был ранен. Лечился в госпитале, расположенном в Цыбулёвке, затем снова ушёл на фронт.

Из вышеприведённого примера видно: как бы ни складывались обстоятельства, люди упрямо шли к Победе. Нам, потомкам, сражаясь за память, отстаивая их подвиг, следует поступать так же.

Советские воины не просто освободили родную землю, но и нанесли сокрушительное поражение государственной машине Третьего рейха, всей фашистской идеологии. И не их вина, что сегодня мы сталкиваемся с рецидивами «коричневой чумы».

В 2022-м вышел телефильм Ильи Казанкова «Катюша». В одной из серий между майором разведки и офицером особого отдела происходит разговор. Особист (по сценарию, события разворачиваются в 1944 году) объясняет, почему освобождённые вымещают злобу на освободителях. «По Варшаве Гитлер прошёл, – говорит он, – по Парижу, по Праге… По Москве – нет. Этого и не простят. Сейчас, конечно, всё поутихнет, а потом… Они воспитают целые поколения. Они ваш подвиг назовут глупостью, а предателей – борцами за свободу, за одну им понятную независимость. Выдумают её. Всё перевернут с ног на голову».

В этой ситуации нам, преемникам, следует изучать историю, лучше знать собственную биографию. Победа сплачивает, мобилизует. Воевавшие были в каждой семье.

Глубоко символично и то, что Пасха практически совпадает с днями освобождения края и Днём Победы (в 1944-м Воскресение Христово пришлось на 16 апреля, а в 1945-м – на 6 мая). Православные, претерпев страшные гонения в 20-е и 30-е годы, тем не менее отвергли духовные заискивания оккупантов. Так, согласно документам НКВД (апрель 1944 года), в городе Курске «в праздновании Пасхи приняло участие большое количество верующих. Церкви переполнены. Часть верующих, не посещавших храмы в период оккупации, пришла впервые. Духовенство выступало с патриотическими проповедями и организовало сбор средств в фонд обороны и помощи сиротам». А годом раньше, с июля по август 43-го, была Курская битва…


Михаил Фернет.

Фото автора.

Exit mobile version