Домой Культура Человек – мера всего сущего

Человек – мера всего сущего

0

С таким философским утверждением согласен далеко не каждый современный интеллектуал. На фоне глобальных проблем, войн, катастроф, а также новейших сенсационных открытий в области работы мозга положение «царя природы» в мироздании становится все более проблематичным.


Тем не менее именно так формулирует основной посыл своего творчества Виктор Ткаченко – заслуженный художник ПМР, скульптор, график, оригинальный мыслитель.

С его творчеством у приднестровцев ассоциируется прежде всего «Мать Скорбящая» – монументальная скульптура на столичном Мемориале Славы. Из недавно воплощенных проектов – парная скульптура юноши и девушки под зонтом – смысловой и композиционный центр «фонтана влюбленных» в центральном парке
г. Слободзеи. Есть и другие произведения разных лет, в основном барельефы на общественных зданиях, но, увы, большая часть творческих замыслов Виктора Павловича осталась невоплощенной. Например, скульптурная композиция «Птицы в городе – дар небес», множество вариантов которой мастер разрабатывал на протяжении нескольких лет. Ткаченко надеялся, что в обновленном центре Тирасполя его «Птицам» найдется подходящее место. Скульптура эта задумывалась уже не реалистической, с большой долей символизма, обобщения, ассоциативности. Возможно, свободный полет фантазии помешал «приземлить» эту работу в нашей столице. Но какие же птицы без полета?

Впрочем, к неудачам на стадии воплощения замысла нашему скульптору не привыкать. В конце 1980-х годов его проект мемориального комплекса «Памяти погибших земляков 1941-45 гг.» во Владивостоке стал победителем всесоюзного конкурса. Но тут некстати подоспел развал Союза, и дело кончилось ничем. В конкурсе на памятник известному русскому путешественнику, этнографу и писателю В.К. Арсеньеву (тоже в Приморье) Виктор Ткаченко занял почетное второе место, уступив лишь великому русскому скульптору Вячеславу Клыкову. Напомним, автору памятника Пушкину в сквере центральной городской библиотеки г. Тирасполя.

Можно предположить, что если бы не печально известные геополитические катаклизмы, судьба скульптора Ткаченко могла сложиться совсем иначе. Есть творцы, предназначенные для решения масштабных задач. Один критик сказал о современном писателе Викторе Пелевине, что его потенциал был выше той «пустоты и разрухи», в которой пришлось работать. Впрочем, Пелевину это не помешало стать культовым автором своей смутной эпохи. Скульптору в этом отношении гораздо сложнее, монументальному искусству по определению требуется стабильность. Еще и поэтому сегодня Ткаченко почти целиком ушел в свободный, парадоксальный, полуфантастический мир графики. Именно в нем раскрывается отличительная черта этого художника – универсализм.

«Я изображаю свои впечатления, идеи, мысли о жизни, вселенной, о прошлом, настоящем и будущем человечества, иногда почти реалистично, но чаще на языке пластических символов и метафор», – говорит Виктор Ткаченко. Художник признался, что самая великая для него загадка – как сумел человек, такой по всем параметрам неприспособленный к суровой, опасной жизни на дикой Земле, стать ее покорителем? Потому так волнуют его артефакты первобытного искусства – не только своей древностью, но и удивительной художественностью. Откуда у первобытных, «пещерных» людей взялось такое чувство или даже знание законов гармонии? Почему не покидает ощущение, что это творения высокой цивилизации? Ткаченко уверен, что так оно и есть – первобытные племена достигли совершенства на своем этапе развития. А дальше началось что-то совсем иное. И это тоже загадка – какая могущественная сила то и дело заставляет людей отказываться от надежного и традиционного ради нового и неизвестного? Зачем в позднем каменном веке строились гигантские сооружения-мегалиты? Зачем древние египтяне возводили свои пирамиды? Но особенно волнует его тайна великих готических соборов. Известно, что они возводились долго, многими поколениями, причем величайшая сложность такой архитектуры доказывает необходимость первоначального строгого плана. Однако следовать архитектурному плану веками – задача практически невыполнимая. И все-таки у них получалось. «Вот еще одна цивилизация, достигшая вершины, а после нее началась эпоха Возрождения, которую я, например, считаю регрессом. Видимо, люди просто устали от колоссального интеллектуально-духовного напряжения, которого требовала готика, символическая и многомерная. После нее решили малость расслабиться, вернуться в приземленный видимый мир, и этот отдых ошибочно назвали Ренессансом», – рассуждает Виктор Ткаченко. Конечно, большинство не согласится с его мнением, но и к этому он давно привык.

В понимании нашего героя современный мир тоже находится в состоянии «перманентного застоя», в котором вызревает какой-то прорыв в еще неизвестное будущее. Далеко не факт, что этот «дивный новый мир» будет комфортнее нынешнего, но выбирать не придется – так устроен человеческий разум, требующий дальнейшего развития. Когда-то поэт-футурист Велимир Хлебников разделил людей на две группы: изобретателей и приобретателей. Вторые, далекие от истинного творчества, правят бал в наши дни. Люди, подобные Виктору Ткаченко, – неудобные, спорные, странные – все-таки относятся к изобретателям. «Некоммерческим художником и честным человеком» назвал его когда-то председатель союза дизайнеров Приднестровья Владимир Галанин. Я полагаю, что Виктору Павловичу просто интересно жить и мыслить, а это для него равнозначно.


Олег Соснин.

Фото: www.novostipmr.com

Exit mobile version