Заманчивые туристические горизонты, о которых сегодня так много говорят, требуют развития целого ряда сфер, начиная с инфраструктуры, гостиничного бизнеса и вплоть до народных промыслов, сохранения сельской архитектуры. Но одно дело –национальные костюмы, некая этнографическая ширма (какой бы яркой, многокрасочной она ни была) и совсем другое – живая традиция, значение которой не сводится к коммерческой целесообразности, каким-то декоративным, презентационным аспектам.
На прошлой неделе автору этих строк довелось побывать на неординарном мероприятии в селе Бычок. Село это с богатой, давней историей. Основано было в те времена, когда на берега Днестра стекались выходцы из самых отдаленных мест, гонимые на родной земле. Были среди первопоселенцев и старообрядцы, представители различных толков, стремившиеся отстоять веру и готовые ради свободы вероисповедания преодолеть любые препятствия.
Жизнь на неосвоенных и отнюдь не безопасных территориях требовала отчаянной храбрости. Никто другой просто не рискнул бы показаться в Диком поле. Помните, как писал Гоголь про Тараса: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек».
Это про нас, про наших отцов-основателей, про казаков, задолго до прихода царских войск дерзавших выбить турок из Бендерской крепости, защитить поселенцев от набегов татар, ногайцев, оказать помощь молдавскому господарю, избавить жителей территории, занятой Речью Посполитой, от притеснений панов и магнатов.
В 1992 году старообрядцы наряду (или в одном лице) с казаками стояли в первых рядах защитников Приднестровья. Официальное возрождение казачьей культуры, Черноморского казачьего войска, таким образом, явилось лишь внешним, зримым воплощением той жизненной силы, что наполняла приднестровцев, несмотря на попытки создания светского, безрелигиозного общества, такого, где роль традиции была бы сведена к этнографии. Этого, к счастью, не произошло. Казачество осталось казачеством, а староверы – староверами. К слову, в Тирасполе во второй половине ХХ века старообрядческая церковь оставалась единственной действующей вплоть до массового возобновления религиозной жизни в перестроечные и постперестроечные годы.
В годы гонений на церковь православные, старообрядцы, как это было в Бычке, прятали у себя в домах церковную утварь, богослужебные книги и вернули святыни, едва началось возрождение.
Роль Черноморского казачьего войска в деле защиты ПМР общеизвестна и потому не может быть сведена к культурному антуражу. Казаки-черноморцы и сегодня остаются боевым формированием, выполняющим задачи государственной важности, несут службу на границе в составе отдельного резервного пограничного казачьего полка.
То, что происходило в Бычке, в этом ряду. Ещё в 90-е, как мне рассказали, была попытка переименовать село в станицу, передать власть от главы администрации атаману. Потом деятельность бычковского казачества по ряду причин была сведена к нулю, едва не пресеклась.
По прошествии двух десятилетий традицию решили возродить. На учредительный Круг съехались братья-казаки, присутствовали войсковой атаман ЧКВ генерал-майор Игорь Небейголова, атаман Григориопольского казачьего округа есаул Илья Молодецкий. Они вручили старикам станичное знамя, пошитое еще в 90-е.
Состоялось избрание нового станичного атамана. Им стал Александр Ковалев, потомственный старообрядец, человек с военным опытом, уважаемый односельчанами, глава семьи. В этот же день приняли присягу на верность казачеству несколько жителей Бычка, среди них и дочь Александра Елизавета.
Красивый обряд избрания атамана наполнен глубоким смыслом. Наказного (будущего атамана) несколько раз отговаривают, спрашивают: «Зачем тебе это надо?», напоминают, что и сам он (как и любой человек) не без грехов, а стало быть, не имеет морального права требовать многого от других. Избираемый несколько раз во всеуслышание заявляет о своем намерении принять бремя власти, получает по спине нагайкой, чтобы день, когда он сам добровольно принял на себя эту ношу, запомнился, а ещё – как предупреждение, чтобы не заносился.
Пока что атаман станицы не наделен ещё никакими зримыми атрибутами власти. Он в простой сорочке, подпоясанной кушаком. За поясом – старообрядческий крест. Не это ли прекрасное напоминание всем «идущим во власть», что они принимают на себя крест и не должны смотреть на других, как на трамплин, чтобы самим подняться, приблизиться к своекорыстной цели.
В целом, выглядел красивый обряд вовсе не театрально (помните, как в «Кавказской пленнице»: украсть невесту – это красивый старинный обычай). Настоящими были и те скептические взгляды, которые бросали на происходящее иные зрители. На лицах читалось: «Будет ли толк?». Так оно в жизни: с возрастом перестаешь верить в благие намерения, многообещающие начинания – всё разбивается о межличностные взаимоотношения, заканчивается банальным столкновением амбиций.
Мы пообщались с Александром Ковалевым, теперь уже избранным атаманом, и убедились, что человек этот крепкой закалки, такому многое по плечу. Он, к слову, заранее назначил Бычок местом встречи всех присутствующих ровно через год (17 июля 2022 г. в 9.00), вот когда можно будет судить о том, что сделано. Мы, журналисты, представители трех республиканских редакций, с готовностью согласились поддерживать бычковское казачество, писать о свершениях. Человек, где бы он ни жил, должен понимать, что нужен согражданам, что его роль, его жизнь являются общественным достоянием.
Нельзя, побывав в Бычке, не почувствовать, что здесь происходят некие глубинные, потаенные процессы, связанные с перенесением на современный уровень привычного, многовекового жизненного уклада, обычаев предков. На месте некогда существовавшего близ Бычка старообрядческого монастыря установлен крест; действует церковь святого великомученика Георгия Победоносца (около 80% жителей – старообрядцы); в архитектуре частных домов сохраняются традиционные мотивы; выступает вокальный ансамбль, исполняющий старинные казачьи песни. И это только начало! В Бычке намерены возвращать в село молодежь, открывать собственные производства. Потому что, как говорят, нет ничего слаще, чем жить на своей земле.
Да, разумеется, должна быть на селе работа. Но должны быть и верные приоритеты. Важно ставить на первое место не материальный достаток, а целостность семьи, здоровье (физическое и духовное) домочадцев. А уж какой модели автомобиль – дело десятое. Важны простые человеческие взаимоотношения, соборность, взаимовыручка, которых так недостает в мире, где торжествуют культ потребления и близкий к одиночеству индивидуализм.
Быть может, если бы мы так старательно не пытались сделать в нашем общем доме «евроремонт», нам самим было бы куда проще. А кому она, эта перелицовка на европейский лад, нужна? Не случайно великому царю реформатору, прорубившему окно в Европу (Петр прорубил, а мы уже вставили стеклопакеты), вменяют в вину попрание духовных устоев. Петр Великий, к слову, известен также как гонитель старообрядцев. Я уже молчу про бороды, которые, как оказалось, вовсе и не мешают. И теперь, когда они, бороды, по какой-то причине вдруг стали модными в Европе, мы их снова вынуждены отращивать.
Николай Феч, Григориопольский район.
Фото автора.