Задействовать потенциал приднестровских сел – посильная задача, если поменять отношение…
Перу известного этнолога, культуролога Клода Леви-Стросса принадлежит книга очерков о Латинской Америке «Печальные тропики». В 30-е годы ХХ века ученый стал очевидцем того, как менялся привычный уклад коренных жителей и переселенцев из Европы, как, в стороне от цивилизации, чахли одни латиноамериканские городки и появлялись на свет другие…
Китайцы говорят: не дай вам бог жить в эпоху перемен. Нам, жителям постсоветского пространства, довелось. Система социально-экономических отношений, существовавших при СССР, распалась, и вот уже тридцать лет приходится иметь дело с последствиями. Но нельзя же бесконечно рефлексировать по поводу того, как было. Жизнь не стоит на месте, что-то уходит, становится достоянием прошлого, но открываются новые горизонты.
«Дальше к северу и к востоку обращали на себя внимание несколько шахтерских городков, ныне опустевших… Бурлившие жизнью, пока разрабатывались рудники, а теперь впавшие в летаргический сон, они, казалось, упорно хотели удержать в каждой выемке, в каждой складке своих витых колоннад частичку былого богатства», – пишет Леви-Стросс.
Это чем-то похоже на ситуацию в приднестровских селах: циклопические Дома культуры, школы, в которых некогда учились до двух тысяч сельчан (вполне по городским меркам), а теперь – два-три десятка школяров; какие-то заброшенные колхозные строения… – все это удручает. Иной раз, проезжая мимо, думаешь, может быть, настроение, морально-психологический климат в селе только выиграли бы, не будь этих пустых коробок, угрюмых, с заколоченными окнами.
А дома сельчан? Один пустует, другой… Люди выехали на заработки. Многие годами пребывают вдали от малой родины. Смотришь, вот и дом покосился. А много ли дому нужно, тем более – саманному; дому, в котором жили несколько поколений предков. Иным строениям по сотне и больше лет – то, что на молдавском языке называется «каса пэринтяскэ». Дом, родовое гнездо – больше чем место жительства. Это пуповина, связывающая человека с родной землей, что предполагает и определенную культуру мысли, вообще способ постижения мира; назовем его символическим, «сакральным».
Из этого же родника подпитывается чувство патриотизма, гражданское, государственное мышление. Человек должен сознавать себя частицей конкретной земли, с ее традициями, историей, культурой, родом и природой. Тогда и в жизни, на рабочем месте, он будет руководствоваться не меркантильными соображениями, а действовать в интересах народа (то есть своего же рода, своей семьи, но в более широком смысле).
Так формируются система личной ответственности, шкала интересов, приоритетов, ценностей, всего, что определяется не только (и не столько) должностными обязанностями, сколько живым, искренним отношением, любовью…
Семья, как известно, – ячейка общества, а родительский дом, духовная связь с землей – основа государственности, гарантия здоровых, созидательных устремлений. Да не будем временщиками! Каждый из нас в ответе не только перед ныне живущими, но и перед потомками, перед предшествующими поколениями.
Родина не там, где «хорошо». Родина – там, где род. Родителей не выбирают. Впрочем, понимают это многие. И даже те, кто вынужденно покидают родные места, несут в сердце воспоминания детства, ностальгический образ отчего края, какие-то культурные, эстетические и чисто вкусовые предпочтения. Вопрос в другом: как вернуть людей, создать новые рабочие места на селе, а в чем-то и переформатировать мышление?..
Остановлюсь более подробно именно на мировоззрении, системе ценностей. Постперестроечная формула «не мы такие, жизнь такая» глубоко ошибочна, это чистой воды иждивенчество. Жизнь такая, какой ее делаем мы! У каждого, разумеется, своя мера ответственности, с каждого свой спрос. Но, я думаю, за ситуацию в семье, за воспитание детей, за то, какими будут взаимоотношения с родственниками, отвечаем именно мы, а не, скажем, премьер-министр. А отношения, они ведь отнюдь не сводятся к уровню материального благополучия.
Попутешествуйте по тем же селам, понаблюдайте. Я вот не раз обращал внимание (особенно на приднестровском севере), какие маленькие раньше были дома. Как все просто: оштукатуренные, побеленные стены, одна-две комнатки, предбанник, крылечко… А знаете, сколько в крестьянских семьях было детей?.. Сейчас же все с точностью да наоборот. Постройки капитальные, евроремонт, а живет в доме маленькая семья (и то не в каждом), представители одного, максимум двух поколений. И заметьте – живут отнюдь не хуже, чем в годы сталинских репрессий, коллективизации, индустриализации, в годы двух мировых войн… Значит, дело не в уровне достатка.
Не было проще, сытнее и в годы колхозного строительства, восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Но был общественный порыв, энтузиазм, желание построить «новый мир».
Вот этого-то, смею утверждать, нам сегодня и не хватает. Люди не «горят», просто не находят себя здесь, на месте (а кто-то и не ищет), нередко преследуют сомнительные цели, например, ставя целью «переплюнуть соседа». От ценностей, что бы там ни говорили, зависит многое, а еще – от желания изменить ситуацию. Как писал Карл Маркс: «Большинство философов ставили целью объяснить мир. Но суть в том, чтобы его изменить».
Повторю стержневую мысль: атмосфера в конкретном населенном пункте (каждой отдельно взятой семье) определяется тем, как мы сами умеем общаться, договариваться, решать вопросы.
В иное село приезжаешь, а там церковь никак не могут достроить (хотя и государственного атеизма уж лет тридцать как нет). Уже и здание готово – его построил один меценат, и отделка частично выполнена. Да вот беда: меценат умер, и дело встало. Разве это нормальный подход? Много ли бывает проку от того, что сделано за тебя кем-то другим, досталось легко, даром? А вот в дореволюционные времена бедняки делились последним, жертвовали на храм, приносили сырые куриные яйца на раствор, который в то время замешивался на натуральных ингредиентах.
Неравнодушное отношение к делу – основа всего, а в том, что касается сельского хозяйства, без фанатичного, самоотверженного труда и вовсе не выстоишь. У нас вот принято с каким-то негативом воспринимать чужие успехи, тогда как, при меньшей предубежденности, у сельчан, сумевших встроиться в существующую систему координат, многому можно было бы поучиться. Все это исключительно трудолюбивые люди, настоящие подвижники в своей сфере. Аграриям известно, как никому: ничего с неба просто так не падает. Нужны знания, грамотный подход, планомерное движение к поставленной цели.
Сегодня на повестке дня туризм. О развитии в Приднестровье туризма сказано немало. В этом, как представляется, один из возможных путей решения проблем села.
Открываются гостевые дома, развивается информационная сфера, пополняется (или популяризируется) список достопримечательностей. Здесь у каждого населенного пункта нашей республики может быть своя харизма. Хотя, согласно философии экотуризма, агротуризма, привлекательность таковых не сводится к конкретным локациям. В основе этого направления – само желание горожан (жителей мегаполисов) погрузиться в более размеренный, аутентичный ритм, пожить в экологически чистой зоне…
Но, разумеется, отдых на природе, возможность погостить в селе только выиграют при наличии тех или иных интересных объектов, исторических мест, памятников культуры, этнографических фестивалей и т.д. У ряда приднестровских сел уже есть неплохой опыт в этом плане.
Что касается гостевых домов, «каучсерфинга», сразу признаюсь, что не знаю всех тонкостей, но отмечу: думаю, есть рычаги для максимального упрощения процедур. Главное – чтобы люди приехали и остались довольны. Все должно функционировать оптимально, с минимумом бюрократической волокиты, с учетом того, какой доход приносит деятельность (иными словами – каково количество постояльцев).
Преференции могут быть в отношении самих туристов. И многое уже делается. Скажем, недавно на сайте Правительства была размещена информация следующего характера: «Проект государственной целевой программы развития инфраструктуры рекреационных зон в городах и районах республики на 2022-2026 годы почти готов. В документе заявлено о создании в течение предстоящей пятилетки 17 новых мест отдыха… На следующий год запланирован и запуск механизма поощрения граждан, которые путешествуют по территории республики… Председатель Правительства призвал собеседников не упускать из виду национальный туристический сектор и предпринимать дальнейшие шаги для раскрытия его богатого потенциала. Эта же концепция отражена в Стратегии развития Приднестровья на 2019-2026 годы, утвержденной главой государства».
Как ни парадоксально, однако секрет успешного развития туризма, в общем-то, непосредственно с туристами не связан. Таковой предполагает, прежде всего, работу над собой, здравое понимание своих сильных и слабых сторон, в целом – отношение к себе.
И если мы хотим достойно представить те или иные локации, дать возможность потенциалу приднестровских сел раскрыться, преодолеть постсоветскую рефлексию, инертность, нужно, в первую очередь, увидеть себя со стороны, все взвесить и, как минимум, начать ценить то хорошее, что уже есть. То, ради чего иным приднестровцам, тем, кто уехал, равно как и туристам, нашим гостям, приходится преодолевать сотни километров…
Николай Феч.
Фото Виктора Громова.