Домой Разное Новости День в истории

День в истории

0

Знаете ли вы, какая кинокартина считается лучшим фильмом всех времен и народов? По мнению авторитетных изданий, на этот титул претендует снятый в 1941 году Орсоном Уэллсом «Гражданин Кейн». Прообразом главного героя послужил крупнейший американский издатель, медиамагнат Уильям Рэндольф Херст, с именем которого связан отчасти облик современных журналов и газет.


Судите сами, именно Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать карт-бланш в выборе тем, ввел тематические рубрики. Сегодняшняя колумнистика (авторские колонки) – его изобретение. Но он же прославился порочными нововведениями, которые в наши дни принято отождествлять с «желтой прессой».

Родился Уильям 29 апреля 1863 года в семье миллионера Джорджа Херста. Склонность молодого человека к скандальным историям проявилась уже в студенческие годы. За «грязный пасквиль на преподавателей» его даже отчислили из университета. В 1885-1887 годах Херст прошел школу репортерской работы у Джозефа Пулитцера, впоследствии ставшего главным его конкурентом.
Став издателем, Херст не просто создал индустрию новостей. Именно он придумал делать деньги на сплетнях. Сенсацию, так считал Уильям, можно слепить из чепухи, главное – форма подачи материала. И действительно, всего через год тираж возглавляемой им «San Francisco Examiner» вырос вдвое.

Из-за безудержной критики в печати Херст умудрился поссориться с отцом и остался без наследства в 25 млн долларов, но это его не остановило. С помощью матери Уильям выкупил «New York Morning Journal», считавшийся «газетой горничных». Предприимчивый издатель переманивал к себе лучших публицистов. На него работал и Марк Твен. На редакционной планерке Херст как-то сказал: «Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы ее могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, жители городского дна, подростки – абсолютно все».

Так, на первую полосу вышли сенсации, убийства, катастрофы, истории из жизни знаменитостей… Иллюстраторы смаковали натуралистичные подробности с места происшествия. Ставка делалась и на развлечения. В 1896-м Херст привлек к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Другие издатели, вынужденные придерживаться известных этических рамок, неизменно проигрывали.

Беспринципный Херст сам сделался магнатом, на десятилетия вперед определив облик печатной продукции в США и по всему миру. Газеты его продавались в количестве 13 млн экземпляров ежедневно и имели около 40 млн читателей. Бизнесмена называли одним из богатейших людей.

Херст пытался влиять на мировую политику, разжигал войну на Кубе, обостряя конфликт между Испанией и США. Когда корреспондент с Кубы телеграфировал, что никакой войны на острове нет, невозмутимый издатель ответил: «Вы, главное, обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу». В 1934-м знаменитый американец побывал в фашистской Германии, где был принят Гитлером как большой друг. Отсюда и многочисленные нападки на Советский Союз, карикатуры на Сталина, антисемитская риторика.

Херст не гнушался никакими средствами и, по факту, далеко зашел в деле манипуляции сознанием.

Что характерно, когда стало известно о сьемках киноленты, вдохновленной его персоной, Херст, неизменно поощрявший любые кривотолки, вдруг показал себя крайне авторитарным и нетерпимым. Подконтрольные реальному «гражданину Кейну» издания бойкотировали выход фильма, объявив режиссеру настоящую войну. Но тут Уильям Рэндольф прокололся. Черный пиар лишь помог картине снискать широкую известность. А правда художественного образа, представленная на экране, затмила историческую фигуру самого магната и все газетные опусы.

Фото: www.smarthistory.org

Exit mobile version