Домой Разное Храм редкой судьбы

Храм редкой судьбы

0

Храм в Зозулянах, названный именем святой Параскевы Сербской, представляет историческую ценность и является единственным во всём Приднестровье храмом ротондального типа (круглым в архитектурном плане). Таких церквей на территории бывшего Советского Союза всего 4, а в мире 17.

Церковь возникла в 1709 году, в период интенсивного наступления католицизма и униатства на православие. Она была построена из обмазанных глиной прутьев и покрыта камышом, что в то время являлось самым распространённым способом строительства в Приднестровье. Само село входило в «Побережное имение» одного из польских магнатов Любомирских и было продано вместе с другими поселениями русской казне в 1795 году. Присоединение Приднестровья к России в конце XVIII столетия коренным образом изменило положение православной церкви. С уходом турок из нашего края, а затем и из Бессарабии почти полностью прекратилось влияние магометанства. Верующие больше не подвергались унижениям и гнёту униатов, поскольку православие являлось в России официальной церковью. К сороковым годам XIX века старая плетнёвая церковь пришла в негодность, и сходом крестьян было принято решение строить новую каменную круглую. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования церкви, её нерушимости в мире по слову Христа.

Исходя из такой трактовки символов и учитывался смысл построения новой церкви. Она была сооружена старанием бывшего тогда приходского священника Симеона Лозинского на средства прихожан и местного помещика, давшего на строительство церкви пять тысяч рублей (деньги огромные по тем временам). Церковь святой Параскевы Сербской была построена и освящена в 1845 году.

Революция 1917 года и последовавшие преобразования в обществе, исходя из установок большевиков по отношению к религии и религиозным организациям, поставили церковь в совершенно новые рамки. В 1921 году была создана Тираспольско-Дубоссарская епархия, которую возглавил первый епископ Алексий (Баженов). Тогда же при органах юстиции была образована специальная Тираспольская уездная ликвидационная комиссия, проводившая работу по отделению церкви от государства. Начался самый трудный и трагичный период в истории сельской церкви. Простой верующий человек за любое неосторожное слово, неугодное властям, мог попасть в списки «врагов народа», не говоря уже о священнослужителях, которые подвергались жестоким репрессиям красного террора – их бросали в тюрьмы, отправляли в ссылки, расстреливали. Жертвой такого террора стал батюшка из Зозулян Георгий Клочан.

С первых дней пастырского служения он и его семья почувствовали тёплое отношение и любовь прихожан, но со стороны властей отношение было враждебным: частые обыски и ночные вызовы в участок. В 1923 году отца Георгия арестовали за «контрреволюционную деятельность», но вскоре освободили. В следующем году его выселили из церковного дома вместе с семьёй.

Власти угрожали закрыть церковь и стремились выжить его из села. От него решительно потребовали, чтобы он выступил перед общим собранием села и публично заявил, что он сам «много лет ошибался, веря во Всевышнего, и одурманивал людей».

Когда его вывели на подмостки, установилась полная тишина. Отца Георгия торопили произнести эти слова, но было тщетно. «Я не отрекусь!» – закричал он и зарыдал.
Несчастный подался в Балтский район, где в сельских церквях не было священников. Чуть позже в селе Шершенцы к нему присоединилась семья, выселенная из Зозулян. Им чудом удалось пережить страшный голод и продолжающиеся преследования. Даже малолетние дети в школе подвергались изощрённым издевательствам со стороны преподавателей и поощряемых ими учеников. В 1938 году, когда начались массовые аресты среди священнослужителей, отец Георгий оказался в тюрьме, где подвергался пыткам. Там и умер мученической смертью, как исповедник веры Христовой. Церковь причислила его к числу новомучеников и канонизировала.

С того дня как отец Георгий покинул Зозуляны, церковь в селе перестала работать. Был потерян не только центр религиозной духовности и культуры села, но и его истории, так как именно в церкви вёлся учёт рождений, крещений, венчаний и других важных событий в жизни сельчан.

После Великой Отечественной войны, в связи с некоторым улучшением отношения властей к нуждам православных, действующие в военное время церкви продолжали работать. Но, начиная с середины 50-х годов, по епархии прокатилась новая разрушительная волна: закрыли и уничтожили почти все храмы.

Именно в этот период был сделан последний штрих в разрушении храма в Зозулянах. «Местное население силой заставляли участвовать в разгроме этого архитектурного сооружения, – вспоминает местная жительница Наталья Генчу. – Люди, конечно же, противились такому вандализму, но районные власти посылали своих помощников совершать это бесчинство. В итоге церковь сожгли».

Во время пожара чудом уцелели крупные по размеру и ценные по значимости иконы святой Параскевы Сербской, святого Серафима Саровского, троих святых. Их прятали по домам. Но вернуться в родную церковь им не было суждено, так как она ещё долго оставалась невосстановленной. В 1990 году иконы были переданы открывшейся в соседнем селе Попенки церкви святого Иоанна Богослова, там они находятся до сих пор. Несколько лет назад их отреставрировали местные педагоги ИЗО Кировы.

В конце марта 2001 года в управление Тираспольско-Дубоссарской епархии с просьбой помочь в восстановлении церкви обратились православные зозулянцы. Откликнулись государственные структуры Рыбницкого района, предприниматели и обычные люди. Немалую помощь в реставрации собора оказала гражданка США Глафира Барнатная, дочь бывшего священника Зозулянской церкви Георгия Клочана.

После гонений на их семью ей чудом удалось уехать за океан. Она жила и работала в Вашингтоне преподавателем русского и украинского языков в институте иностранных языков. Глафира Георгиевна была очень набожной женщиной, более 20 лет пела в соборе и до конца своих дней была предана вере. Она переводила свои и пожертвованные деньги из Америки на восстановление церкви, на которые был проведён частичный ремонт: заштукатурены трещины в стенах, починена часть крыши, начали строить место для колокольни.

Позже её дочь Елена, внучка Клочана, передала из Америки в Зозуляны бесценный подарок – оригинал иконы её дедушки Георгия, канонизированного церковью. Сейчас икона находится в Зозулянском соборе, она освящена местным священнослужителем, и в честь святого Георгия проводится служба.

Лепту в восстановление храма внёс также отец Фёдор, настоятель храма Иоанна Богослова села Попенки. Его стараниями при поддержке местных жителей удалось восстановить окна и двери храма, частично заштукатурить стены…Нашлись и другие приднестровские меценаты, такие как депутат Верховного Совета ПМР Сергей Писаренко, директор фирмы «Алмар-свет» Сергей Пагу, игумен Рыбницкого округа Андрей (Ящишен)…

В настоящее время церковь продолжают восстанавливать. Внутри выполнена отделка, установлен алтарь, ведётся роспись в византийской технике.

Есть уверенность, что наступит день, когда наконец работы здесь завершатся, и зозулянцы с новой божьей силой будут чтить свою землю и не станут искать счастья на чужой стороне. Храм продолжит нести веру, любовь и надежду, которые помогают людям обрести силу и уверенность, чтобы творить добрые дела.


Людмила Маурер, директор МОУ «Попенкская РСОШ»; Татьяна Постолатий, учитель истории.

Фото: www.avatars.dzeninfra.ru

Exit mobile version