История телевидения на стеллажах

0

Когда мы с фотокором Виктором Громовым приняли приглашение хозяина этого домашнего музея войти, первое, что бросилось в глаза – черно-белый телевизор. По нему в это время шел фильм. Судя по «крылато-зубастым» автомобилям на экране и дизайну самого «старичка» с кинескопом, телевизор из того самого времени, которое запечатлено в кинокартине. Не ошиблись. Перед нами была «Нева», выпускавшаяся на заводе им. Козицкого (Ленинград) с 1956 года.


Но это далеко не самый старый экспонат в коллекции Олега Белокопытова, насчитывающей более сотни телевизоров. Почти все они в рабочем состоянии. Пока «неживые» ждут своего реставрационного часа. «Можно, конечно, сохранив внешнее оформление, нашпиговать их более поздней начинкой, но потеряется оригинальность», – пояснил коллекционер и реставратор Олег. Есть в коллекции и легендарный «КВН-49» с линзой. Он стал первым массовым советским телевизором. Выпускался с 1948 по 1962 год. Кстати, название популярной передачи «Клуб веселых и находчивых» подогнали под аббревиатуру самого известного в то время телевизионного приемника. На самом деле марка телевизора означала: Кенигсон, Варшавский и Николаевский – фамилии разработчиков. Или, к примеру, «Луч», выпускавшийся с 1955 года. Его, по словам Олега Белокопытова, пришлось собирать практически с нуля. Он достался коллекционеру практически распотрошенным. 40-е, 50-е, отчасти 60-е годы были временем, когда внутренности телевизоров в зависимости от завода кардинально отличались. Каждое предприятие применяло свою элементную базу. Поэтому найти запасные части, особенно сейчас, крайне трудно.

Потом пошла унификация. Появились типовые модели УНТ (унифицированный настольный телевизор), УЛТ (унифицированный ламповый телевизор – тот же самый УНТ, но в напольном исполнении, с ножками), УЛПТ (унифицированный лампово-полупроводниковый телевизор). Но даже при использовании одинаковых или взаимозаменяемых деталей, если, например, отпала дорожка с печатной платы, в домашних условиях ее восстановить было невозможно. Платы различались. Поэтому вместо отвалившейся дорожки, как правило, домашние телемастера припаивали проводки. Олег Белокопытов показал нам подобное народное техническое творчество в доставшихся ему раритетах.

Интересен телевизор «Рембрандт». Его выпускали в ГДР с 1953 по 1957 год, в том числе поставляли и в Союз. Всего в нашу страну восточные немцы экспортировали порядка 20 тысяч «живописцев». Служили они долго. Кинескоп к ним прекрасно подходил по всем параметрам и от советских образцов того же самого времени, например, от уже упомянутого выше «Луча», производившегося, как и «КВН-49» на заводе им. Козицкого в Ленинграде. Это старейший из отечественных заводов, производящих различную электронику. О торговой марке «Сименс» наверняка слышал каждый. Так вот, до 1920-х завод им. Козицкого назывался акционерное общество Русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Что касается Николая Козицкого, то он тесно связан и с этим заводом, и с нашими местами. Был активным участником событий Первой русской революции 1905-1907 годов в Одессе. В гражданскую войну воевал на Южном фронте, а в перерыве между этими двумя событиями и эмиграцией работал на заводе, названном впоследствии его именем.

Что касается самого завода им. Козицкого, то именно его стоит считать родиной отечественного телевидения. Началось все с первого серийного советского телевизора «Б-2» (Брейтбарт – второй вариант), выпускавшегося с 1932 по 1936 годы. Это был механический телеприемник, основанный на использовании диска Нипкова (немецкий инженер, в 1885 году запатентовал систему передачи изображений на расстояние с помощью подсвечивающего неоновой лампой вращающегося диска из непроницаемой черной бумаги с располагающимися по спирали отверстиями). На заводе им. Козицкого собрали полтысячи этих примитивных телевизоров в виде деревянной коробочки с окуляром и ручками. Но этим решили не ограничиваться, памятуя о тяге советских людей к разного рода техническим новинкам. Заводчане изготовили еще полторы тысячи комплектов «Б-2» в разобранном виде для радиолюбителей по принципу «сделай сам»: восемь радиодеталей вместе с диском Нипкова, окуляр, схема и руководство по сборке прилагались. А вот выпиливать футляр на собственный вкус и способности предлагалось самим покупателям. «Б-2» уже к началу производства стал анахронизмом.

Наступала эра электронно-лучевого воспроизведения изображения. И опять тот самый завод им. Козицкого был пионером. Самый массовый из них «ТК-1» образца 1936 года. Начинка – на сто процентов американская. Не будем забывать, что ведущий вклад в становление американского уже электронного телевидения внес русский эмигрант Владимир Зварыкин. Компании же из Соединенных Штатов, переживавших тогда тяжелейший экономический кризис, с удовольствием отозвались на предложение советского правительства, как ныне это зовется, инвестировать в экономику СССР свои средства. Во время экскурсии Олег подчеркивал: мы отставали от Запада, но всегда «дышали в затылок ему». Предвоенное время в телеколлекции пока не представлено, но зато для того, чтобы проследить развитие телевизионной техники в послевоенные годы, его «стеллажная экспозиция» – наилучшая, если не единственная в наших местах. А какова «музыка» от самих названий телевизоров, пока они не стали унифицированными! «Аврора», «Авангард», «Адмирал», «Алмаз», «Балтика», «Буденовец», «Вальс», «Вечер», «Дружба», «Заря», «Звезда», «Зенит», «Знамя», «Квант», «Комсомолец», «Ладога», «Луч», «Мир», «Нева», «Парус», «Север», «Сигнал», «Союз», «Янтарь». Другие предприятия тоже давали волю фантазии. Кстати, распространенные потом с буквенно-цифровыми обозначениями московские «рубины», витебские «витязи», минские «горизонты» и так далее имели прародителей с этими тогда еще оригинальными именами. Сейчас вся телевизионная техника обезличена. Разные фирмы предлагают плазменный товар «единый с лица». Если судить по коллекции Олега Белокопытова, то до времен унификации они были неповторимы не только «нутром», но и внешне. У каждого был индивидуальный дизайн. С этой точки зрения мне, например, понравился телевизор «Вечер», выпускавшийся на заводе им. Козицкого с 1965 года. Он по форме отличается от всех остальных экспонатов «стеллажной» выставки. Срез снизу в левом углу и сверху – с права. Позже появился его полный аналог по «нутру» «Квант», но уже без оригинальностей во внешнем исполнении. Наверное, так было дешевле…

Привлекли внимание и комбинированные телеприемники в коллекции. Сейчас уже подобные конструкции не встречаются, а некогда гибриды телевизора, радиоприемника и проигрывателя были весьма популярны. В коллекции есть несколько таких телерадиол – «Харьков», «Концерт». И не только. «Вертушка» располагалась, как правило, сверху, но были и модели, где проигрыватель заводские инженеры проектировали и снизу от телеэкрана. Есть в коллекции и телевизоры, которые можно выносить, в буквальном смысле этого слова, наподобие хозяйственной сумки, за ручку. Первый переносной советский телевизор «Юность» пошел опытной партией в производство в 1964 году. Для тех времен он действительно был небольшим и относительно легким. Весил 7 килограммов. К телевизору для удобства переноски была приспособлена ручка. В коллекции есть уже вошедшая в массовое производство модель «Юность-2». Она был еще легче – 4,5 килограмма. Но и это был не предел. В 1969 году в серийное производство был запущен телевизор «Электроника ВЛ-100». Литеры значили «Владимир Ленин». А цифра «100» указывала на вековой юбилей со дня рождения. Масса телевизора – 3,8 килограмма. Он тоже есть у Олега. В 1983 году в серию пошел очередной «гибрид» – телемагнитола 8ТМБ. Выпускалась она двумя заводами и разнилась только марками – «Электроника» и «Олимпия». В коллекции Олега Белокопытова – первая. Вместо электропроигрывателя в верхней части был кассетный магнитофон. Это электронное «три в одном» запросто вмещалось в дорожную сумку. Кстати, по массе эта компиляция 200 граммов не дотягивала до 3 килограммов.

Есть и еще один зал этого домашнего музея, где хранятся радиоприемники. Там и «засветившийся» в «Семнадцати мгновениях весны», по которому Штирлиц-Исаев-Тихонов слушал музыку, и образец, на шкале настроек волн которого среди городов обозначен Тирасполь. Но об этом расскажем в одном из следующих номеров газеты.


Кирилл Нефедов, г. Тирасполь.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version