10.5 C
Тирасполь
Четверг, 9 мая, 2024

Популярное за неделю

От поля до прилавка

Парканский мясо-молочный комбинат, узнаваемый в нашей республике под торговой...

Битва за победу

Когда говорят о подвиге, совершённом отцами и дедами в...

Улицы ПОБЕДЫ

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны… Они...

Кролики, голуби и все, все, все…

По-весеннему зелёные, уютные аллеи парка-памятника им. Д.К. Родина в...

Как наши предки весну встречали

В 1848 году в Санкт-Петербурге вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга «Быт русского народа» (в семи томах) известного российского ученого-археолога, этнографа, библиографа и литературоведа Александра Власьевича Терещенко (1806-1865), чьи работы «Очерки Новороссийского края», «О могильниках, насыпях и каменных бабах в Екатеринославской и Таврической губерниях» и другие явились заметным вкладом в познание прошлого Руси.

Часть пятая выпущенной книги, рассказывающая о простонародных обрядах, таких, как встреча Весны-красны, празднование Красной горки, Ивана Купалы, о том, как справляли обжинки, братчины, Радуницу и другие весенние праздники, необычайно интересна нам, потомкам тех, для кого полтора века назад это было обычной жизнью.

«С весною наступает отрадная жизнь, с весною всё оживает и радуется, всё веселится и услаждает себя, и согбенные старостью лет чувствуют тогда свое перерождение. Они забывают даже, что отжили свой век, умерли для удовольствий. А вечно беспечная и игривая молодость, не размышляя, что ждет её, предается всем упоениям безотчетной весёлости: оживляет летучие свои наслаждения восторженными порывами и уносится в нескончаемую даль цветущей жизни», – писал автор.

Встреча весны у славян по своему обыкновению начиналась так: собираясь вместе, пировали и пели радостные песни под пляску. В Малороссии встречали весну особыми играми и песнями, известными как веснянки. Едва начинало смеркаться, девушки оставляли работу и выходили на улицу. Каждая садилась подле своей хаты, и кто вышел прежде, тот заводил весеннюю песню. Подруги, услышав знакомые напевы, отвечали другим куплетом той же самой песни. Наконец все девушки собирались в одном месте и хором запевали веснянку.

Ещё прекрасную весеннюю пору встречали окликанием: дети, девицы и пожилые женщины шли на гору или возвышенность и кликали весну:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший…

Обычно на таких горках совершали разные священные обряды и моления. И называли горки по-разному: Красная горка, Поклонная, Лысая… «Толпа поселян обоего пола, сделав приветствие весне, идет с горы с пением и потом начинает хоровод или другого рода забавы и игры…» – читаем у Александра Власьевича Терещенко.

В некоторых местах девушки и женщины, прежде чем пойти на Красную горку, одевались в чёрные и белые платья и после обедни шли на кладбище с запасом разного кушанья и питья. Там над могилами они оплакивали своих родных и близких, потом садились пить и есть. «Остатки бросали нечистым духам, чтобы они не тревожили усопших, а оставшееся вино выливали на могилы из предубеждения, что оно предохраняет гробы от зловредных духов. По окончании этого обряда возвращались домой и переодевались в праздничные одежды…».

Особо хочется обратить внимание на отмеченное автором в отдельной главе народное верование в таинственные весенние голоса животных и птиц, которое существовало с незапамятных времен. Нередко бывало, что даже важные государственные дела прекращали, если священная птица во время гаданий кричала голосом неблагоприятным. И верования этого придерживались не только русский, но и другие народы. А в числе священных птиц известна была, например, обычная серая кукушка. У индейцев она называлась кокила, у греков – кукос, у англичан и французов – куку, у немцев – кукук, у литовцев – кукулка и зезула, у поляков – кукулка, у чехов – кукачка, жежгулька, у малороссиян – зозуля.

В других томах книги «Быт русского народа» можно найти подробное описание жилищ, в которых обитали наши предки, рассказ об образе их жизни, домоводстве и одежде. Не забыта и музыкальная культура, ведь без нее немыслимо представить русского человека. Задушевные песни и хороводные, плясовые мелодии, самобытные музыкальные инструменты типа рожков, гуслей, свирелей, – обо всем этом подробно и интересно, со знанием дела рассказывает автор. Недаром появление книги «Быт русского народа» принесло ученому заслуженную популярность.


Муза Гончарова.

Фото: www.atkarskgazeta.ru

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Так далеко. Так близко

Эти дни из прошлого уже века, первой его половины....

От экономики до соцзащиты

На очередном заседании высшего исполнительного органа власти было рассмотрено...

Одним абзацем

♦ Председатель Правительства с супругой приняли участие в пасхальном...

О развитии экологического туризма

В Правительстве утвердили комплексный план развития экологического туризма в...

Капитуляция нацистской Германии глазами советских военкоров

Безусловно, главнейшее событие, которое было в центре внимания всех...

Архив