Домой Спорт Как закалялась гребля

Как закалялась гребля

0

Вообще такое соревнование, как гонки на судах, пришло к нам еще из Древнего Египта. Гребцы античных галер были не только свободными, но и весьма уважаемыми в обществе людьми, они составляли важную часть экипажа судна как боевой единицы, были атлетами и воинами. Только в средние века место за веслами заняли рабы и пленные.


О чем это мы? О том, что под напором веков гребля существенно видоизменилась. Ее час для нашего края пробил в 1959 году, когда сюда в первый раз приехали спортсмены из московского совета спортобщества «Труд» во главе с тренером Петром Пахомовым. Местом сборов избрали водохранилище в Дубоссарах.

Но то были заезжие «академисты» – нам же надо воспитать своих! Развивать греблю решили на самом высоком уровне – в Совете Министров СССР. Тирасполь избрали центром этого вида спорта. Однако прежде чем приступить к тренировкам, нужно было доставить лодки из Дубоссар на тираспольскую гребную базу. Большая группа энтузиастов под предводительством каноиста Бориса Хинкуса отправилась перегонять лодки по Днестру самоходом.

Среди них был и «академист», первый мастер спорта СССР в Молдавии, а впоследствии известный тренер Василий Манушин, который и инициировал этот материал, но, к сожалению, ушел из жизни. Он отлично запомнил историческое событие, при этом рассказывал ряд любопытных деталей. Например, единственным настоящим на тот момент «академистом» с опытом в бесстрашной команде был Юрий Вилков, служивший в рядах Советской Армии в Дубоссарах. Дело происходило в марте, и на реке оказалось достаточно холодно, в ледяной воде приходилось скреплять лодки в виде плота, чтобы доставить их без ущерба. Тяжелый сплав по Днестру оказался настоящей эпопеей и продлился трое суток – все хотели заниматься академической греблей.

Отделение академической гребли открыли в 1960 году, но долгое время никаких успехов на водной ниве Тирасполь не имел. Все поменялось осенью 1962-го, когда из Ленинграда в город приехали мастера спорта по академической гребле супруги Евгений и Людмила Аржаковские. Позже они вернутся домой (в Санкт-Петербурге, к слову, они живут и по сей день), но именно Аржаковского по праву называют основателем школы академической гребли в МССР. Как говорится, отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Роль Аржаковского отмечают без исключения все гребцы того времени. Он с места в карьер начал готовить команду к III Спартакиаде народов СССР. В итоге Павел Наривончик и Олег Шлапак сотворили сенсацию и вместе с рулевым В. Притулой в двойке рульной стали серебряными призерами. Мало того, что о Тирасполе в среде академической гребли Союза тогда никто не слышал, так эти медали стали первыми послевоенными наградами всесоюзного уровня для тираспольчан.

Этот дуэт долго первенствовал на различных всесоюзных соревнованиях, подрастали и другие звезды местной гребли. Молдавия была в числе лидеров гребного спорта всего СССР – исключительно благодаря Тирасполю. Про олимпийскую чемпионку Ларису Попову, «тираспольскую стрелу», как ее называли, впору писать отдельный материал. Ее тренером, кстати, был тот самый Юрий Вилков, что участвовал в исторической переправе лодок.

А в новейшей истории появятся не менее видные спортивные герои, не только «академисты», например, олимпийский чемпион, байдарочник Александр Дьяченко или совсем молодой Андрей Ласкорунский, который уже успел стать дважды чемпионом мира в байдарке-двойке и четверке среди юниоров.

За всеми именами наших чемпионов былого, настоящего и будущего стоят десятки наставников, наикрутейших тренеров, многие из которых не любят внимание и шум, но в лепешку разобьются, чтобы добиться результата при любых условиях. О чем это мы? О том, что случайностей не бывает, и приднестровские «академисты», байдарочники, каноисты показывают отличные результаты не по мановению волшебной палочки. Если бы тогда, в 1959-м, не нашлись пару десятков энтузиастов, готовых переправить из Дубоссар лодки по холодному Днестру, если бы спустя три года в Тирасполь не приехал Аржаковский… Впрочем, это была бы уже совсем другая история.

Кстати…

Внучка Евгения Аржаковского Софья Аржаковская (псевдоним Ская) – голливудская и российская актриса кино, российская артистка балета. Она исполнила главную роль в экранизации рассказа Эдгара По «Лигейя». В 2019 году вышел фильм «И была война» болгарского режиссера Анри Кулева, где Софья сыграла одну из главных ролей – Анастасию Головину.


Андрей ПАВЛЕНКО.

Exit mobile version