Домой История Колыбель народного искусства

Колыбель народного искусства

0

В октябре 1924 года на карте появилась Молдавская АССР. О том, как зарождалось искусство в наполненной энтузиазмом строителей нового мира республике, о творческих процессах и талантах нашему корреспонденту Ивану Матвееву рассказала научный сотрудник МУ «Тираспольский объединённый музей» Марина КАШЛЕВА.

За сравнительно короткий исторический период в новой республике сложилась новая молдавская социалистическая культура, неотъемлемой частью которой стало национальное профессиональное искусство. Сформировалась плеяда творческой интеллигенции, представители которой способствовали духовному развитию населения.

Программным документом, определяющим направления деятельности работников искусства, стало Постановление партии и Правительства республики от 25 июля 1936 года «О дальнейшем развитии хорового, музыкального и танцевального искусства в Молдавской АССР». Оно призывало изучать традиции и создавать произведения, отражающие социалистические преобразования.

Будущие мастера искусств выдвигались из рядов самодеятельных художественных коллективов, наиболее одарённые получали профессиональное образование.

В 1937 году образовано Молдавское отделение Союза композиторов УССР. В своём творчестве известные композиторы Украины использовали народные молдавские мелодии: В. Поляков пишет песню «Цветёт Молдавия» и симфонию «Молдавия», Д. Гершфельд – «Марш колхозников», А. Каменецкий – «Колхозный праздник» и «Молдавские эскизы» (последнее произведение создано на основе обработанных народных танцев «Хора», «Молдовеняска», «Жок», «Олеандра»). Большой вклад внёс талантливый композитор УССР Н. Вилинский. Он собирал произведения молдавского фольклора, изучал строение народных песен, создавал репертуар для самодеятельных художественных коллективов республики. Наиболее известны его кантата «Молдавия», посвящённая 15-летию образования МАССР, и сюиты на молдавские народные темы.

В 1930 году в Тирасполе формируются профессиональный симфонический оркестр и хоровая капелла «Дойна». Артисты выступали с концертами в городах и сёлах республики, гастролировали и за её пределами.

Заботясь о развитии всех жанров искусства, руководители Молдавской АССР приглашали в республику профессиональных художников из Москвы, Киева и Одессы. Местные художники тоже выезжали в творческие командировки. Изобразительное искусство в нашем крае постепенно набирало силу. Своеобразным творческим отчётом стала выставка в Тирасполе, посвящённая 15-летию республики. На ней представили 150 картин. А в 1938 году здесь же открылся художественный музей, коллекция которого состояла из работ местных художников и произведений, переданных из музеев России и Украины. Среди профессиональных художников Молдавии – А. Фойницкий, В. Гальперин, Е. Мерега.

Своеобразную художественную летопись Тирасполя создал А. Фойницкий, отображая на своих картинах социалистические преобразования в республике: «Первый комбайн в Молдавии», «На Днестре», «Город строится», «Строительство театра в Тирасполе». Большая коллекция работ мастера хранится в Тираспольском объединённом музее. Кроме того, Александр Фёдорович руководил кружком в Тираспольском Дворце пионеров. В 1936 году оформился творческий союз художников МАССР.

Следует отметить быстрый рост профессионального мастерства во всех видах искусства молодой республики. Яркий пример – история создания театра.

В 1928 году из наиболее одарённых участников художественной самодеятельности в столице молдавской автономии г. Балте (выполняла столичные функции до 1929 года, затем столицей стал г. Тирасполь. – Прим. ред.) организуется молдавская драматическая труппа. Сценическая работа сочеталась участниками коллектива с профессиональной учёбой. Среди первых постановок – театрализованная интерпретация поэмы А. Горького «Песня о буревестнике», которую с успехом представляли не только в городах республики, но и на гастролях в Одессе. После переезда в 1930 году в Тирасполь труппа преобразуется в Молдавскую драматическую студию.

С созданием при Одесском музыкально-театральном институте им. Л. Бетховена молдавского отделения студенты обучаются театральному искусству под руководством видных мастеров украинской сцены. И в дальнейшем труппа Молдавского государственного драматического театра пополнялась молодыми актёрами, выпускниками Одесского театрального института.

В Тираспольском объединённом музее хранится книга «Первый государственный молдавский театр г. Тирасполя» (1934 г.в.), повествующая об его открытии, первых спектаклях и профессиональных актёрах. Он начал работу в Тирасполе 7 ноября 1933 года спектаклем по пьесе молдавского автора Семёна Лехтцира «Бируинца» («Победа») и рассказывал о трудовых свершениях в социалистической Молдавии. В нём были заняты молодые актёры Т. Грузин, К. Баркар, В. Николаев, В. Милева, А. Чекерлан и другие.

Только за первые полгода существования было дано 78 постановок, среди них были и классические произведения советской драматургии. Спектакль «Любовь Яровая» К. Тренёва стал событием в культурной жизни республики. В нём участвовала талантливая молодёжь, влившаяся в труппу после учёбы в Одессе, будущие выдающиеся мастера сцены: Д. Дариенко, М. Штырбул (впоследствии народные артисты СССР), М. Апостолов, К. Константинов.

Разнообразный репертуар включал и пьесы молодых советских авторов. На основе молдавских преданий и легенд поставлен спектакль «Гайдуки» И. Ром-Лебедева и С. Бугачевского с элементами музыки, вокального и хорового искусства.

В 1936 году молдавский театр обрел своё здание, построенное по специальному проекту архитектора Г. Готгельфа и оборудованное с учётом достижений техники тех лет. В нём и сегодня работает труппа Приднестровского государственного театра. В том же году театру было присвоено имя А.М. Горького.

За сравнительно короткий исторический отрезок времени в Молдавской АССР сложились основные виды профессионального искусства, сформировались кадры творческой интеллигенции. Совершенствуя профессиональный уровень, артисты, художники, музыканты способствовали духовному развитию трудящихся социалистической Молдавии.

Exit mobile version