13.4 C
Тирасполь
Четверг, 9 мая, 2024

Популярное за неделю

От поля до прилавка

Парканский мясо-молочный комбинат, узнаваемый в нашей республике под торговой...

Битва за победу

Когда говорят о подвиге, совершённом отцами и дедами в...

Улицы ПОБЕДЫ

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны… Они...

Кролики, голуби и все, все, все…

По-весеннему зелёные, уютные аллеи парка-памятника им. Д.К. Родина в...

Красота, творимая душой и руками

Утилитарность, строгая функциональность, стандартность и механистичность – ко всему этому вот уже более двух веков целенаправленно стремится мир в процессе все убыстряющегося индустриального развития.


В целом, можно сказать, человеческий быт становится гораздо более комфортабельным, но при этом утрачивает одухотворенность. Машинное производство вещей намного быстрее, оно удешевляет их стоимость, но, увы, напрочь лишает индивидуальности, которая была свойственна предметам, изготовляемым ремесленниками доиндустриальных времен. Творя своими руками, человек вкладывает в изделие душу, тепло, жизнь – нечто прямо противоположное конвейеру, потоку. А ведь именно так, без участия души, сделано почти все, что сегодня окружает нас в повседневной жизни. Меня, например, сей факт совсем не радует.

Желание противостоять навязываемым машинным стандартам как некоей «матрице» современного быта, к счастью, тоже неистребимо. Многие хотят иметь в доме хоть какую-нибудь мелочь, но эксклюзивную и хранящую тепло души и рук создавшего ее мастера. В Приднестровье с 2016 года существует ассоциация мастеров и ремесленников. Под руководством основателя и директора Ольги Невельской эта общественная организация объединяет сегодня более 120 человек из городов и районов республики, разного возраста и уровня мастерства, от начинающих любителей до уже довольно широко признанных профессионалов. Каждый из них знает особую радость – творить что-нибудь прекрасное своими руками.

Современные мастера и ремесленники, понимая, что конкуренция с изделиями машинного производства им не под силу, вполне способны занять свою нишу в жизни вообще и на рынке в частности. Эта идея также воодушевляет Ольгу Невельскую и ее единомышленников. Большинство из них, как их предтечи эпохи «модерн», в собственном ремесле и творчестве опираются на многообразные традиции народного искусства: изготовление кукол-оберегов в разных техниках, вышивка, ткачество, валяние из войлока, гобелен, керамика, бондарство (изготовление бочек и других емкостей из дерева), лозоплетение, резьба по дереву и многое другое. Есть в организации также приверженцы более современных направлений: мастера декупажа, скрапбукинга (вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов), авторских изделий из кожи, гальванопластики (технологии получения точных металлических копий различных предметов путем осаждения разнородных металлов на модели).

«На примере ряда регионов России, а также Молдовы, Гагаузии и других стран мы сегодня видим успешное возрождение и развитие народных ремесел, базой для которых чаще всего становятся активно создаваемые этнокультурные центры. Кстати, это напрямую связано с актуальной ныне темой развития сельского туризма.

Этнический туризм – одно из перспективных, востребованных людьми направлений.

Кто-то хочет получше узнать свои корни, кто-то – поближе ознакомиться с другими культурами. Этноцентры предоставляют такую возможность, а мастера-ремесленники проводят там выставки, мастер-классы, творят и обмениваются опытом. В Приднестровье тоже есть успешные примеры этнокультурных центров, но пока что их не так много, как хотелось бы», – считает Ольга Невельская.

Сама она больше всего увлечена шитьем национальных костюмов. 20 лет назад приехав в ПМР из Красноярска, где тоже имеются свои богатые, но совсем другие этнокультурные традиции, она, сибирячка, была очарована богатством и своеобразием национальных вышивок народов, населяющих наш регион. Например, молдавским национальным костюмом, который она теперь часто надевает на разные праздничные мероприятия. «Мне странно, что у нас еще так мало принято выйти на какое-нибудь публичное мероприятие в национальной одежде. Многие уезжающие хотят увезти с собой на память о родине что-то этническое, а вот использовать здесь как будто стесняются. Я не говорю о фольклорных коллективах, с ними все в порядке, а просто так, по собственной инициативе. Ведь в ПМР три официальных языка, а национальностей во много раз больше, и все они не подавляют, а обогащают друг друга своими традициями», – справедливо отметила Ольга.

В Бендерском историко-краеведческом музее сейчас можно ознакомиться с работами некоторых мастериц – членов ассоциации. Например, с плетенными из кукурузных листьев куклами работы Прасковьи Васильевой. С оригинальными расписными матрешками Оксаны Королевой. С авторскими тканевыми куклами Татьяны Капличной, с игрушками в технике «ватное папье-маше» работы Татьяны Ангелуши и Натальи Турьяновой, с войлочными изделиями Оксаны Руссу, с народной керамикой малых форм Светланы Кожухарь и другими интересными явлениями, находящимися где-то на стыке ремесла и искусства.

Кстати, сегодня, во времена постмодерна, многие дизайнеры в своих проектах стремятся найти компромисс между «голой функциональностью» и живой теплотой вещи, охотно обращаясь при этом именно к этническим мотивам. Разумеется, в глобальном мире традиции разных народов свободно смешиваются и перетекают.

Можно называть это эклектикой, а можно – появлением нового художественного языка, с гораздо более широким полем знаков и символов, которые можно свободно интерпретировать. При этом, конечно, следует заботиться о сохранении собственных фольклорных традиций. В этнокультурных центрах могут без проблем сосуществовать разные подходы к наследию предков – в этом их преимущество.

«Каждому народу, независимо от того, на какой стадии культурного развития он находится, присуще желание создавать красивые формы. Подобно тому, как художники, архитекторы и дизайнеры в поисках нового стиля в конце XIX – начале XX вв. вглядывались в средневековое прошлое своих стран, находя национальную идентичность, так и теперь, хотя это может показаться парадоксальным, взгляд в прошлое часто связан с поиском новых форм искусства», – считают современные искусствоведы. Ну а ассоциации мастеров и ремесленников Приднестровья для более успешной и плодотворной работы необходимо для начала получить отдельное, удобное помещение, где можно проводить совместные мероприятия, творческие встречи и мастер-классы, а также выставки работ. Будем надеяться, что они его получат.


Олег Ларин.

Фото: www.facebook.com

Новые статьи

9 мая – День Победы

Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, дорогие приднестровцы! Поздравляю вас с...

Так далеко. Так близко

Эти дни из прошлого уже века, первой его половины....

От экономики до соцзащиты

На очередном заседании высшего исполнительного органа власти было рассмотрено...

Одним абзацем

♦ Председатель Правительства с супругой приняли участие в пасхальном...

О развитии экологического туризма

В Правительстве утвердили комплексный план развития экологического туризма в...

Архив