18.4 C
Тирасполь
Воскресенье, 28 апреля, 2024

Популярное за неделю

Урок истории от Президента

Глава государства провёл очередной открытый урок истории «Великая Отечественная...

Мирная жизнь фронтовичек

Наша постоянная читательница Надежда Гарага из села Фрунзе Слободзейского...

Защитить себя и близких

Все инфекции, профилактические прививки против которых включены в календарь...

Победа на экваторе

Накануне стартовал экватор второй фазы футбольной суперлиги Молдавии. Тираспольский...

Легко ли быть оперной певицей?

Героиня нашего очерка прекрасно знает, какой поистине титанический труд стоит за каждой удачно исполненной партией. А хотя бы один подлинный успех, как говорится, «попадание в точку», за всю артистическую карьеру в оперном мире уже считается хорошим показателем.

Заслуженная артистка РФ, народная артистка ПМР, ныне заведующая кафедрой музыкального образования Приднестровского госуниверситета, профессор Лидия Исидоровна Сизенёва считает, что абсолютного попадания в образ ей удалось достичь на сцене не больше трёх раз.

Хотя за 20 лет работы в Новосибирском театре оперы и балета (третьем по значению в СССР) она исполнила 29 партий. Доводилось ей петь и на сцене Большого театра в Москве, в роли Дездемоны (опера «Отелло» Д. Верди). Тогда, в 1982 году, уроженку Тирасполя Лидию Сизенёву признали «лучшей Дездемоной Сибири». Блистательно воплотить на главной оперной сцене страны известнейшую героиню Шекспира – это вам не шутка! Вот что тогда писали в журнале «Советская музыка»: «Одна из самых молодых артисток труппы Л. Сизенёва выступила в сложной и ответственной партии Дездемоны. Может быть порой ей не хватало сценического опыта, иногда напряжённо звучал голос в верхнем регистре. Но у Л. Сизенёвой порадовали ясное стремление к целостному решению образа, хорошо найденный, от начала до конца выдержанный стиль интонирования, благородная пластика движений. И ещё одно. У этой артистки чувствовалось живое ощущение партнера (особенно в лирических эпизодах) – качество, которого иногда не хватало некоторым другим певцам, слишком уж «жёстко привязанным к дирижерской палочке».

Нечто аристократическое в этой женщине действительно чувствуется: бабушка по матери происходила из воронежских столбовых дворян, но дело не только в этом – Лидия с детства тяготела к высокой культуре, рано пристрастилась к серьёзному чтению. Кроме того, она росла в творческой семье, все члены которой по материнской линии были вокально одарены, дядья-лётчики, ветераны Великой Отечественной войны, в молодости даже учились в Московской консерватории, но не успели ее окончить. Почти всех родственников со стороны отца – фармацевта Исидора Зельмановича – расстреляли в Дубоссарах во время румыно-фашистской оккупации. Парадоксально, но будущий отец артистки спасся от смерти, уйдя совсем юным добровольцем на фронт.

Учась в шестой школе (ныне гимназии), Лидия параллельно окончила музыкальную школу, поступив после в музучилище им. А.Г. Рубинштейна. Потом была Одесская консерватория, где ей повезло учиться у оперной певицы, народной артистки УССР Г.А. Поливановой. «Для меня она была и всегда останется Учителем с большой буквы», – говорит певица. В 1979 году на выпускных экзаменах случилась судьбоносная встреча с живой легендой, главным дирижёром Новосибирского театра оперы и балета И.А. Заком. Маэстро отдыхал тем летом в Одессе, попутно рассчитывая найти среди юных вокалисток-«южаночек» подходящую на роль Эммы Бовари в опере Э. Бондевиля по знаменитому флоберовскому роману. Среди певиц-сибирячек подходящей кандидатуры не нашлось, а вот юная Лидия Сизенёва, с её талантом и классической красотой, пришлась как раз кстати. Так и отправилась наша героиня на Север – не в ссылку, а навстречу успеху и славе. На сцене НГАТОиБ она дебютировала осенью 1979 года с партией Татьяны из «Евгения Онегина». А уже в апреле следующего исполнила сложнейшую как в вокальном, так и в психологическом плане роль мадам Бовари. Те, кто читал роман, помнят, что в финале Эмма умирает, приняв яд. Именно эта, самая трудная, сцена стала триумфом Лидии Сизенёвой. Потрясённая её голосом и актёрской игрой публика плакала и бурно рукоплескала.

Жизнь Лидии Сизенёвой в Новосибирске была насыщенной и яркой, с гастролями по всему СССР, от южных республик до Камчатки и Диксона, а также во Франции, Испании, Польше… Кроме видимых многими сценических побед и скрытого от посторонних ежедневного подвижнического труда (к концу дня репетиций оперная певица устаёт не меньше, чем шахтёр за смену в забое), в её жизни были любовь, счастливый брак, материнство. Вернувшись в 1999 году в родной Тирасполь, Лидия Исидоровна не стала «почивать на лаврах». Она серьёзно занялась педагогикой, не оставив и концертную деятельность, став солисткой камерного оркестра городского Дворца культуры. Помимо концертов в Тирасполе артистка ездила выступать в Москву, Смоленск, Обнинск. Например, в 2007 году Лидия Сизенёва стала лауреатом I Международного фестиваля российских соотечественников зарубежья «Русская песня» (Москва).

Еще будучи студенткой Одесской консерватории, она участвовала во всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» в Москве, где получила специальный приз. Теперь Лидия Сизенёва сама ищет таланты, вернее, таланты приходят к ней, чтобы учиться. Все они, как правило, становятся потом лауреатами и победителями разных престижных конкурсов – в России, Голландии, Австрии, Норвегии, Македонии, Румынии… 2023 год был отмечен серьёзной и плодотворной работой с Марией Шумейко – одарённой юной вокалисткой из Паркан, участницей популярного телепроекта «Ты супер!». Хотя два года назад девушка уже побывала на этом проекте, дойдя до полуфинала, но тогда была эстрада, а сейчас – оперные арии, которые гораздо сложнее исполнять. Причём Мария ранее ничего подобного не пела. Задача предстояла сложная, но увлекательная, тем более что борьба в конкурсе развивалась драматично, с неожиданными перипетиями. Лидия Исидоровна и Маша (одна – в Тирасполе, другая – в Москве) постоянно были на связи, занимаясь вокалом уже дистанционно. В результате в полуфинале, прослушав арию Лауретты в исполнении М. Шумейко, член жюри Александр Панайотов назвал ее «Марией Калас нашего проекта», а композитор Игорь Крутой воскликнул: «Если ты так поёшь в 16 лет, каких чудес можно ждать от тебя дальше?». У Марии были все шансы на победу в финале телешоу, но не случилось. Девушка не сумела сконцентрировать все силы для «последнего рывка». Но и достигнутый результат – тоже победа.

«Такой драгоценный голос, как у Марии, – большая редкость, мы продолжаем работать с ней дальше. Она уже доказала, что способна на многое. Возможно, вкус победы будет ярче, если идти к ней постепенно, упорно осваивая искусство вокала, ведь это настоящая наука», – говорит Лидия Сизенёва, богато одарённая, яркая и сильная женщина, передающая свои знания, опыт и жар души новым поколениям, чтобы огонь высокого искусства никогда не угас.


Олег Соснин.

Фото из личного архива Л. Сизенёвой.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

День в истории

27 апреля Все флаги в гости будут к нам Сегодня исполняется...

Профессионализм и человечность

Вот уже третий год в Приднестровье, как и в...

О «приднестровском ярославце» Юрии Ваксмане

Подписчик нашей газеты с самого первого её номера Владимир...

Книжка о Серёжке

Она написала книжку под названием «Удивительная страна, в которой...

Вопреки мнению

Сегодня многопрофильность у некоторых аграриев считается своего рода анахронизмом....

Архив