«Страх Божий есть начало добродетели; она есть порождение веры и посевается в сердце, когда ум устранен от мирской рассеянности», – читаем подвижническое наставление Исаака Сирина, святого, горячо любимого музыкантом и актером Петром Мамоновым. А перевел Исаака Сирина не менее интересный, заслуженный человек. Тоже святой, переводчик святоотеческих сочинений преподобный Паисий Величковский. В этом году Русская Православная Церковь отмечает трехсотлетие со дня рождения святого старца.
В Приднестровье завершилась приуроченная к знаковой дате череда торжеств. Увенчала ее научно-просветительская конференция «Преподобный Паисий Величковский в историческом и культурном наследии Приднестровья», проходившая во Дворце Республики. В конференции приняли участие православные священнослужители, представители государственной власти и научной общественности.
Выступление участников предварило спецгашение почтовой марки и конверта с образом преподобного Паисия, организованное ГУ «Издательство «Марка Приднестровья».
Приветственное слово главы государства зачитала государственный советник Президента Анна Волкова. Как отмечает Вадим Красносельский, роль преподобного исключительно велика в истории РПЦ и всего общества. Исторически Паисий Величковский внес важный вклад в основы мирной, созидательной жизни, способствовал духовному возрождению. Его имя, имеющее непосредственное отношение к приднестровскому краю, освятило нашу историю в самый непростой период, в тяжелом восемнадцатом столетии (святой дождался избавления Приднестровья от иноверного ига и почил вскоре после присоединения края к России).
Поскольку день проведения конференции совпал с Днем архиерейской хиротонии Владыки Саввы, Президент от себя и от имени народа Приднестровья сердечно поздравил его и поблагодарил за ревностный труд на благо паствы.
«Ваша подвижническая деятельность способствует укреплению поликонфессионального согласия на приднестровской земле, развитию конструктивных связей с представителями других религий», – отметил Вадим Красносельский.
Каждый православный священник, каждый монах может равняться на преподобного Паисия, находить в его жизненном пути и в трудах поддержку и утешение. Об этом говорил Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва. «Отрадно сознавать, что, несмотря на прошедшие три столетия со времени рождения особо чтимого в нашем крае святого, он неизменно воспринимается нами как духовный учитель и наставник», – свидетельствует Владыка Савва. Говоря о том, почему подвижник особенно близок верующим на приднестровской земле, он отметил, что святой старец «никогда не разделял братию по национальному признаку. В тех обителях, которые он возглавлял в разные годы, неизменно царил евангельский дух любви, прочно соединявший разных по возрасту и языку иноков. Молдаване, украинцы и русские жили там единой душой и единым сердцем. Именно так и на земле Приднестровья, где никогда не было конфликтов на национальной почве». Столь характерная для приднестровцев черта и позволила в конце 80-х годов прошлого века сплотиться, «сообща противостоять внешним угрозам, а в дальнейшем даже добиться создания на земле Приднестровья самостоятельной церковной структуры – Тираспольско-Дубоссарской епархии… Приднестровцы проявили лучшие качества православного человека: соборность, готовность поступиться личным ради общего и даже пострадать за братьев своих».
Настоятель Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря архимандрит Паисий напомнил: в монастыре по сей день хранится посох Паисия Величковского. Реликвия была подарена епископом Донецким Алипием в 1994 году, во время празднования двухсотлетия со дня преставления преподобного. Здесь же, в монастыре, можно видеть прижизненное издание подготовленного святым «Добротолюбия», свода особо значимых святоотеческих трудов.
Духовный опыт Паисия Величковского показывает: даже в самые тяжелые времена с Божией помощью можно совершить такое, что кажется невозможным для одного человека. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Эти евангельские слова в полной мере можно отнести к преподобному Паисию, всю свою жизнь пребывавшему в непрерывном духовном поиске и подвиге.
Преподобный не был реформатором, он был восстановителем монашеской традиции. Главным делом всей его жизни стало возрождение школы старчества, глубоко вошедшей в историю русской культуры. В деле возрождения России XVIII–XIX веков старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси.
Михаил Фернет.
Фото: www.diocese-tiras.org